Разлад: почему Запад бойкотирует сотрудничество в Арктическом совете?
Украинский кризис сформировал целый каскад проблем в мир-системе, не миновали они и Арктику. Теперь, очевидно, конфигурация в Арктике будет меняться, и это повлияет на весь расклад сил в мировой политике.
Фото: Arctic Council Secretariat / Linnea Nordström / CC BY-NC-ND 2.0
Украинский кризис сформировал целый каскад проблем в мир-системе, не миновали они и Арктику. Теперь, очевидно, конфигурация в Арктике будет меняться, и это повлияет на весь расклад сил в мировой политике. Возможно появление новой институциональной среды. Этот вопрос требует анализа в цикле публикаций, начать который имеет смысл с Арктического совета.
Бойкот Председателя?
Стоит напомнить, что Россия председательствует в Арктическом совете (до середины мая 2023 г.), а этот орган ключевой для арктического диалога и коммуникации по ряду вопросов (экология, наука, экономика, траектория развития Арктики). Еще до украинского кризиса многие говорили о том, что полномочий у Арктического совета недостаточно, и предсказывали появление новых органов. В частности, вопросы сектора безопасности Арктики ключевые, но Арктический совет их не рассматривает. В ведении этой организации, прежде всего, дипломатические обсуждения, экология и научное сотрудничество. Также обсуждаются и перспективы экономического сотрудничества и развития арктических территорий, но в основном в режиме диалога и консультаций: с целью обмена мнениями и подходами.
Сейчас страны-участницы Арктического совета решили бойкотировать Арктический совет и переговоры в Архангельске из-за ситуации на Украине. Фактически, это означает бойкот организации, которая находится под председательством России.
Icelandic Ministry for Foreign Affairs / Gunnar Vigfússon / Arctic Council / CC BY-NC-ND 2.0
Диспозиция антироссийской консолидации?
Стоит напомнить, что в Арктическом совете восемь стран: Канада, США, Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия и Россия. Также несколько десятков стран-наблюдателей, среди которых и Китай, который претендует на статус приарктического государства. Евросоюз не имеет статуса наблюдателя в организации, так как Брюссель ввел санкции против России еще за Крым. Сейчас, после новой волны санкций, перспективы одобрения запроса на статус наблюдателя со стороны Брюсселя – ничтожно малы: Россия никогда не одобрит этого.
Диспозиция сейчас очень проста: все страны против России. Что будет дальше?
Перспективы циркумполярной структуры
Эксперты говорят о перспективах формирования циркумполярной структуры, в которой координация и консолидация стран-участниц будет происходить, но уже без России. Фактически стороны подвергают Россию арктическому остракизму. Вряд ли, особенно учитывая масштаб России и ее потенциал, у них это получится в полной мере, но намерения, безусловно, именно такие.
Строго говоря, на фоне санкционной истерии Запад рассчитывает снизить потенциал арктического взаимодействия России с другими странами, и, прежде всего, со своими североевропейскими соседями. Повестка взаимодействия с Норвегией, Данией, Швецией и Финляндией была достаточно интенсивной, но сейчас следует ожидать ее уменьшения.
Новая структура, если она, конечно, появится, будет принципиально иной. Очевидно, что она будет антироссийской и в ней вопросы сектора безопасности будут ключевыми. На этой платформе США будут консолидировать своих союзников. И хотя прямо те же Финляндия или Швеция избегают вариантов милитаризации, очевидно, на Западе решат о необходимости больше вкладывать в сектор безопасности. Это все работает на укрепление влияния США на своих европейских партнеров по арктическому диалогу.
Фото: Вячеслав Викторов, Росконгресс / Arctic Council / CC BY-NC-SA 2.0
В своем решении бойкотировать Арктический совет Запад пошел на самый жесткий вариант развития событий. Думается, в перспективе, по крайней мере, 3-6 месяцев это приведет к резкому ухудшению отношений с Россией. Москве же после завершения активной фазы украинского кризиса придется в режиме двухсторонних и прочих переговорных позиций выстраивать заново свои отношения со странами Арктического совета.
В необходимости такой работы не сомневаются ни в Москве, ни в североевропейских столицах, однако текущая пауза может негативно сказаться на перспективах развития диалога. Москва слишком сильна и не хочет чувствовать себя изгоем. Чем раньше такой диалог начнется – тем лучше. Но пока, очевидно, что пауза в отношениях может стать и достаточно долгой. Многое зависит от политической воли руководства США.
Также текущая ситуация показывает, что у России не получится полноценное председательство в Арктическом совете: ее инициативы уже блокируются и вряд ли в 2022 г. стоит ждать кардинальных изменений в этом вопросе. Фактически Арктический совет под председательством России попал под режим ограничений и блокировок. Вполне возможно, заморозка этого актива будет до конца срока председательства России в Арктическом совете (май 2023 г.). Такой сценарий сейчас выглядит, как достаточно вероятный, хотя, стоит надеяться, что все-таки стороны возобновят диалог и сотрудничество. Тем более, что это нужно не только России, но и остальным странам.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic