Сейчас в Мурманске

07:50 -9 ˚С Погода
18+

Развитие Арктики и Севморпути должно идти в связке с сохранением экосистем, считает директор «Востокгосплана»

Михаил Кузнецов высказывает предложения – как реализовать крупные экономические проекты и не навредить природе Севера

Экология Севморпуть
Анна Щетинина
16 февраля, 2024 | 17:40

Развитие Арктики и Севморпути должно идти в связке с сохранением экосистем, считает директор «Востокгосплана»

Фото: Сергей Доля / GeoPhoto




Неоспоримо, что нужно расширять масштабы промышленной деятельности в Арктике – осваивать арктические недра, увеличивать объем грузоперевозок по Северному морскому пути, пишет директор Федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов на страницах «Российской газеты». Но реализация крупных бизнес-проектов на фоне происходящих и прогнозируемых климатических изменений может нанести непоправимый урон хрупкой природе Севера.

Михаил Кузнецов перечислил экологические риски, которые при промышленном развитии региона и увеличении присутствия человека могут угрожать акватории СМП и прилегающим территориям: разлив топлива (нефти, метанола, аммиака, водорода, СПГ), выбросы парниковых газов от судоходства, аварии при реализации проектов по недропользованию и развитию минерально-сырьевой базы, радиационное загрязнение отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами; рыбный промысел (легальный и нелегальный), световое и химическое загрязнение среды, засорение водных объектов микропластиком. Особая тема – накопление отходов в Арктике, частично оставшихся от советских времен, частично формирующихся в ходе северного завоза (тары и упаковки от завозимых грузов, в том числе – топливных).

Все это действует на равновесие уникальных арктических биосистем и может стать критическим для него при вынужденном изменении местообитаний, миграционных стоянок и кормовой базы зверей и птиц.

Для минимизации рисков директор «Востокгосплана» – компании, непосредственно связанной с развитием Арктической зоны, – предлагает разработать руководство по ответственному судоходству в акватории СМП, которое должно включать определение оптимальных маршрутов прохождения судов, требование к снижению их скорости в определенных районах, создание базы данных о встречах с морскими млекопитающими в арктических морях России для обмена этой информацией между судами в режиме реального времени.

В единой системе государственного экологического мониторинга Михаил Кузнецов предлагает сформировать новую подсистему «Государственный мониторинг в акватории СМП» и усовершенствовать законодательство в сфере охраны окружающей среды, чтобы оно включало требование по распространению мониторинга и системы контроля выбросов загрязняющих веществ не только на объекты I категории. «Кроме того, на федеральном уровне должны быть прописаны и другие требования: по созданию постов наблюдения в зоне перегрузки пылящих грузов, а также по их перевалке и хранению в границах населенных пунктов только закрытым способом. Наконец, надо разработать методику расчета "пыли каменного угля" от стационарных неорганизованных источников выбросов», – перечисляет глава «Востокгосплана».

В том, что касается судоходства – эксперт придает значение модернизации флота с переходом на экологически чистое топливо и обязательной установке на атомные ледоколы мобильных комплексов для ликвидации аварийных разливов нефти и водолазных систем. А для утилизации отработанного ядерного топлива и реабилитации территорий он считает необходимым создать систему обслуживания объектов использования атомной энергии в Арктике.

Кроме того, Михаил Кузнецов отметил особую важность мониторинга вечной мерзлоты арктической зоны, рассказав, что что специалисты «Востокгосплана» разработали конкретные предложения, как создать межведомственную систему государственного комплексного мониторинга и управления состоянием вечной мерзлоты, и развивать сеть мерзлотных наблюдений для мониторинга температур и свойств грунтов, выразив надежду, что эти предложения будут рассмотрены и приняты.

Подробности можно узнать на странице «Российской газеты».

далее в рубрике