Роль Швейцарии в Заполярье и проблемы арктической повестки Европейского союза
Зарубежные СМИ об Арктике
Фото: Светлана Белорусцева, GeoPhoto
Европейский союз формирует единую арктическую доктрину
Европейский союз на протяжении десяти лет пытается выдать единую, консолидированную позицию по арктическим вопросам, и до сих пор ему это не удалось сделать. Дело в том, что ЕС – это комплексный механизм, который внутри себя сталкивается с различными позициями, кризисами и вызовами. Более того, Союз по сей день в поиске единой позиции в вопросах безопасности. Все эти противоречия ложатся и на арктическую повестку, с которой ЕС пока не справляется.
В первую очередь, Европейский союз не находит в Арктике единого подхода в вопросах безопасности. И это проблема не носит частного характера, а распространяется на всю повестку безопасности.
За последнее десятилетие арктический регион почти не фигурировал в каких-либо дискуссиях, касающихся стратегических перспектив. С одной стороны, для этого есть формальная причина – у Европейского союза нет официальной «компетенции» в данных вопросах. Именно поэтому ЕС довольно робко освещал вопросы безопасности в Арктике в своих региональных политических документах, которые носили общий характер. Глобальная стратегия ЕС 2016 года выделила Арктику, как одну из потенциальных площадок для выборочного взаимодействия с Россией, но не более того. Европейский союз не видел стимулов для полноценного включения региона в повестку безопасности и обороны.
Однако в последние годы осознание высокой роли Арктики в вопросах безопасности всё же приходит в странах-членах ЕС. Подтверждение тому – обновлённая стратегия арктической политики Германии от августа 2019 года, французская стратегия политики безопасности в Арктике от октября 2019 года, шведская арктическая стратегия от октября 2020 года. Отдельные документы принимали Польша, Финляндия, Эстония и другие страны Европейского союза. И ЕС должен реагировать на это.
В последнее время Европейский союз адаптирует свою доктрину под условия борьбы великих держав, изменения трансатлантических отношений, более активную роль Китая и России в международной политике безопасности. Для объединения различных стратегических культур в Европе ЕС разрабатывает «Стратегический Компас», который должен быть принят в 2022 году. Этот документ станет декларацией о том, как странам Европейского союза реагировать на все кризисы и конфликты, возникающие вокруг самого Союза, что будет способствовать достижению согласия по приоритетным направлениям в вопросах сотрудничества и безопасности. Это поможет справиться и с арктической повесткой безопасности, которая практически отсутствовала в ЕС. На «Стратегический Компас» напрямую влияют и отдельные арктические доктрины стран-участниц союза.
Многие вопросы арктической повестки в Брюсселе относят к категории «мягкой политики», напрямую не связанной с военной безопасностью. В первую очередь, это видно исходя из расходов бюджета ЕС на арктические программы. Однако серьёзным шагом, который доктринально «милитаризирует» Арктику в Европейском союзе, может стать Арктическая стратегия ЕС, которая, как планируется, будет принята осенью 2021 года. Этот документ станет переходным положением к тому самому «Стратегическому Компасу» 2022 года.
Фото: gojourny.com
Швейцария присоединяется к Арктике
Швейцария и Арктика ближе друг к другу, чем можно подумать. Так, экономика Швейцарии, став неотъемлемой частью глобальной экономической системы, сильно зависит от трансконтинентальных коммерческих маршрутов, в том числе и арктических. Поскольку Швейцария ратифицировала Парижское соглашение по климату и присоединилась к целям устойчивого развития ООН, то, хотя и косвенно, к Арктике это государство имеет отношение. В 2017 году Швейцария стала наблюдателем в Арктическом Совете, преимущественно благодаря своим научным разработкам в снежных регионах. Страна работает в трёх из шести рабочих групп Совета. К примеру, ведётся работа по направлению изучения арктической морской окружающей среды и устойчивого развития региона. Саму Швейцарию с альпийским снежным климатом иногда называют «вертикальной Арктикой».
На сегодняшний день Швейцария вовлекается в арктическую повестку по нескольким направлениям. Во-первых, благодаря опыту работы с ледниковой средой в Альпах, государство способствует созданию новой рабочей группы по устойчивому развитию инфраструктуры в арктических условиях.
Во-вторых, Швейцария уже сегодня для продвижения арктической повестки использует два институциональных канала: в рамках Арктического совета и через Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Большое преимущество Швейцарии – её тёплые отношения со всеми странами Европейского союза и нейтралитет. Однако участие ОБСЕ в Арктике – вопрос перспективы. На площадке Женевы уже проходят некоторые форумы и политические мероприятия, связанные с арктической повесткой. В качестве посредника Швейцария отлично справится и с более крупными арктическими мероприятиями у себя на стороне.
Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что Швейцария всё ещё находится в процессе «открытия» Арктики. Ключевая цель государства – выступать посредником в решении стратегических и политических вопросов при непосредственном участии в рабочих группах, касающихся климата и устойчивого развития.