Россия в системе арктических координат европейских стран-наблюдателей Арктического совета: вызовы и ответы сотрудничеству
Cегодня регион, чья экологическая система является наиболее хрупкой и уязвимой, переживает период нарастающей конфронтации
Фото: Сергей Горшков, GeoPhoto
Претерпев несколько этапов развития сотрудничества в Арктике, сегодня регион, чья экологическая система является наиболее хрупкой и уязвимой, переживает период нарастающей конфронтации. Речь Михаила Горбачева в Мурманске, создание Совета Баренцева/Евроарктического региона, процесс Рованиеми, учреждение Арктического совета и последующее вовлечение в его деятельность как арктических, так и неарктических стран с целью налаживания диалога после окончания Холодной войны демонстрировали явный интерес государств к мирному взаимодействию.
Фото: Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» 2017. Источник: Kremlin.ru
Однако если посмотреть на это с точки зрения политического реализма, Арктика открыла путь к своим ресурсным базам, новым транспортным коридорам и ряду морских и сухопутных территорий, правовой статус которых до сих пор не имеет ясного определения в международном праве. Такими являются Северно-Ледовитый океан, многовековые льды, находящиеся к северу от 200-мильной экономической зоны пяти арктических стран, хребты и архипелаги. Все это сформировало систему «вызовов», «ответом» на которые и послужило создание площадок для диалога.
В 2021 году Россия займет место председателя Арктического совета. Повестка, предложенная Россией, носит преемственный характер, что демонстрирует стремление к консолидации между акторами. Однако ее территории и ресурсная база – наиболее масштабные в Арктике, ее ледокольный флот несопоставим с флотом других арктических стран, развиваются транспортные магистрали и увеличиваются грузоперевозки по Северному морскому пути и, конечно, на территории АЗРФ проживает наибольшее количество коренных малочисленных народов севера (47 народов в 33 субъектах РФ).
Фото: Нганасаны. Источник: arctictime.ru
Одновременно присутствие России в Арктике подтверждается количеством экспедиций и научных исследований, проводимых в северных широтах. Пожалуй, на сегодняшний день, это одна из немногих областей взаимодействия и сотрудничества между Российской Федерацией и европейскими странами-наблюдателями Арктического совета. Причин такого регресса множество. Главными традиционно выделяют украинский кризис 2014 года и крымский вопрос. Однако верным определением этому событию будет прецедент, а не причина. Кризис послужил лишь катализатором конфронтационных процессов, зарождающихся в Арктике.
Фото: Карикатура Tribune content agency. Источник: globalaffairs.ru
До 2014 года страны ЕС и Россия успешно взаимодействовали в области энергетики, береговой охраны арктических территорий и военного сотрудничества. В 2010 году в повестку Арктического совета страны Североатлантического альянса, партнером которого была и Россия, хотели включить вопросы безопасности, тем самым расширив его мандат. Однако тогда Россия и Канада выступили против такой инициативы. Поэтому было принято решение о необходимости создания круглого стола с участием начальников генеральных штабов стран-членов Арктического совета. На заседания также приглашались представители Великобритании, Франции, Германии и Нидерландов.
Однако с началом украинского кризиса все планы по усилению сотрудничества с целью сохранения архитектуры безопасности в Арктике были отодвинуты на второй план или вовсе заморожены. Европа приняла санкции в отношении деятельности российских юридических и физических лиц в Арктике, поставок необходимого оборудования, которое на тот момент не производилось в России, и обмен технологиями. Запланированное учреждение Арктического форума береговых охран в 2014 году было отложено, потому что Канада, в то время являвшаяся председателем Арктического совета, не выдала визы российской делегации. В 2015 году Форум с участием России состоялся под председательством США.
Несмотря на кризис доверия, возникший между странами, Россия остается открытой для сотрудничества, и в первую очередь – энергетического. Германия, Италия, Франция и другие европейские компании преуспели в области добычи нефти и газа, инвестиционных проектов в Арктике. Еще одной и, пожалуй, главной на сегодняшний день сферой кооперации являются научные исследования и экспедиции, которые вносят существенный вклад в развитие «арктических международных отношений». В связи с изменениями окружающей среды и потеплением в районе северных широт все большую актуальность приобретает климатическая повестка. Россия и неарктические европейские государства продолжают вести диалог на тему применения возобновляемых источников энергии и новейших технологий, призванных сохранить хрупкую арктическую среду. Рассмотрим подробнее наиболее жизнеспособные проекты, которые существуют у России и стран ЕС на данный момент.
Россия и Франция
Россия с самого начала присутствия Франции в Арктике считалась ее основным партнером. Постепенно были определены два ключевых вектора сотрудничества: энергетика и наука. Главной нефтедобывающей компанией, заинтересованной в разработке месторождений на Севере России, стала Total. В 2008 году акционеры «Газпром», Total и Statoil заключили рамочное соглашение о разработке Штокмановского месторождения – Shtokman Development AG. В 2009 году началась совместная разведка Харьягинского месторождения, где доля Total составляет 40%. В 2011 году «НОВАТЭК» и Total подписали Меморандум о создании совместной компании «Ямал СПГ» для разработки Южно-Тамбейского газового месторождения. Также в 2017 году французский ледокол прибыл в порт Сабетта, что является частью проекта «Ямал СПГ». В целом, такое сотрудничество можно назвать взаимовыгодным, поскольку Франции нужно закрепиться физически в Арктике, а России – инвестиции и технологии [1].
Фото: «Арктик – СПГ 2». Источник: seanews.ru
Развивая сотрудничество в рамках научно-исследовательских проектов, Российский фонд фундаментальных исследований России и Национальный центр научных исследований Франции создали проект «CARERS». Он направлен на изучение влияния глобального потепления на экосистему Западной Сибири. Франко-российские отношения также сохраняют дружественную атмосферу в сфере образования. В пример можно привести междисциплинарную магистерскую программу по геоматике и предотвращению стихийных бедствий (Северо-Восточный федеральный университет и Университет Экс-Марсель).
Россия и Германия
Для Германии Арктика стала приоритетным направлением с целью проведения научных экспедиций и исследований в 2012 году. Что касается сотрудничества с Россией, то в сфере науки основными партнерами с немецкой стороны являются Ассоциация Лейбница (IFM-GEOMAR), а также Институт полярных и морских исследований Вегенера; с российской – Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). Германия является участником консультативного органа «Международная научная инициатива в Российской Арктике» (ISIRA).
Фото: Симпозиум «Российско-германское сотрудничество по исследованию геосистем». Бернхард Дикманн (Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера), Григорий Трубников (заместитель министра образования и науки РФ), Беате Гжески (Постоянный заместитель Посла Германии в Москве), Райнхард Хюттль (Германский центр исследований Земли GFZ), Иван Кулаков (Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН). Источник: dfg.de
В области образования сотрудничество осуществляется между Технологическим институтом Фрайберга и Горной академией Гамбургского университета, с одной стороны, и Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом – с другой. Также с 2002 года реализуется магистерская программа «Полярные и морские исследования» (ПОМОР). В 2017 году был учрежден российско-германский проект «Изменения арктической заполярной системы» (CAST), состоящий из 10 научно-исследовательских институтов и направленный на оценку влияния изменений в окружающей арктической среде на Европу [2].
В 2012 году страны запустили Российско-Германский сырьевой форум с целью сотрудничества по вопросам ресурсной базы Арктики, строительства Северного потока – 2 и развития производства водородных технологий. На последнем таком форуме, прошедшем с 27 по 29 ноября 2019 года на базе Санкт-Петербургского горного университета, ректор ВУЗа отметил, что «в РФ насчитывается 4500 компаний с немецким капиталом и главной проблемой, с которой сегодня сталкиваются Россия и Германия, является кризис доверия».
Россия и Испания
Испания, несмотря на свой статус наблюдателя в Арктическом совете, недостаточно активна в регионе. Однако в плане сотрудничества с Россией она заинтересована в диверсификации поставок энергоресурсов, а также проектах «Арктик СПГ – 2». В 2017 году НОВАТЭК и Gas Natural Fenosa подписали совместный проект сроком на 25 лет по поставкам сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ» в Испанию. Это дало России конкурентные преимущества над США.
Фото: «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ в Испанию. Источник: rogtecmagazine.com
Россия и Италия
Продолжая тему энергетического сотрудничества, нельзя не упомянуть итальянскую корпорацию ENI. В 2012 году Россия и Италия подписали соглашение о разработке шельфовых месторождений Федынское и Центрально-Баренцево. ENI предложила финансирование геологоразведочных работ, предоставление технологий бурение, а также долю Роснефти в совместных зарубежных проектах. Привлекательной для Италии является система налоговых льгот в АЗРФ [3].
***
Современный тип отношений с вышеуказанными европейскими странами во многом определяется общей европейской политикой. Хуже дела обстоят с Польшей и Нидерландами. Сотрудничество не было интенсивным, а после введения односторонних ограничительных мер и вовсе пришло в состояние упадка. Польша выступает с различными обвинениями в адрес России, занимая преемственную политику США. К тому же страны являются членами НАТО и активно принимают участие в совместных учениях в северных широтах.
Однако здраво оценивая преимущества сотрудничества с Россией, те же Испания, Германия, Франция и Италия стараются избегать острых углов и обострения взаимоотношений относительно арктической повестки. Таким образом, остается надежда на то, что Арктика с ее механизмами контроля деятельности государств останется территорией если не абсолютного согласия, то хотя бы стремления к диалогу, консолидации, мира.
***
Анастасия Чаленко, специально для GoArctic
Список источников и литературы:
-
Lagutina M.L. Russia's Arctic Policy in the Twenty-First Century: National and International Dimensions // Lexington Books, 2019.
-
Research around the North Pole. 20.10.2008 [Электронный ресурс]. URL: https://phys.org/news/2008-10-north-pole.html
-
Tornetta M. From the Heart of the Mediterranean to the North Pole: Italy’s Commitment on the Arctic region // The Arctic Herald, №4(12), 2014.