Сейчас в Архангельске

09:56 4 ˚С Погода
18+

Рост грузопотока – маркер востребованности Севморпути

Поток грузов в ближайшие годы будет ориентирован на азиатский рынок

Севморпуть
Анна Щетинина
15 ноября, 2023 | 15:13

Рост грузопотока – маркер востребованности Севморпути

Автор изображения: Kandinsky 2.2 / ПАО СберБанк©, 2023. rudalle.ru



Грузопоток на Севморпути имеет три вида: в первый входит отгрузка из Обской Губы и Енисейского залива, второй включает каботажные грузы для арктических проектов и северный завоз, третий вид груза – транзит, к которому относятся суда с портами загрузки и отгрузки за пределами Севморпути, передает «Интерфакс» слова спецпредставителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова. Общий объем перевозки грузов по Севморпути в январе – октябре 2023 года – 31,4 млн тонн грузов, на 6% больше, чем в тот же период прошлого года: а уровень транзитных перевозок вышел на исторический максимум 2,1 млн тонн – этот рост важен с точки зрения морского логистического бизнеса.

О рекордном объеме грузов, перевезенных по СМП за период летней навигации 2023 года, сообщает и пресс-служба «Роснефти», по информации ИА «ПортНьюс»: компания «РН-Ванкор» (входит в нефтегазодобывающий комплекс «Роснефти») завезла по Енисею и Северному морскому пути более 1,5 млн тонн грузов на объекты проекта «Восток Ойл», разрабатываемого на Таймыре в Красноярском крае, что более чем на 40% превышает показатели прошлогоднего летнего завоза.

Директор консультационной компании «Гекон», член научного совета при Совете безопасности РФ, член рабочей группы по вопросам развития Северного морского пути Госкомиссии по вопросам развития Арктики Михаил Григорьев в интервью ИА «Медиапалуба» отметил, что при увеличении грузопотока, ориентированного на азиатский рынок, Африку, Латинскую Америку, новые проекты «Новатэка», «Роснефти», АЕОНа столкнулись с дефицитом грузового флота: для организации круглогодичных перевозок по Севморпути нужны суда ледового арктического класса не ниже Arc7, такими в настоящее время располагают судоходные компании, работающие с «Новатэком», остальным придется их строить. «Роснефть» анонсировала строительство десяти танкеров на судостроительном комплексе «Звезда» для проекта «Восток Ойл» к 2027 году.


«Роснефть» и «Восток Ойл»

В навигационной кампании 2023 года, увеличившей поток грузов для проекта «Восток Ойл» «Роснефти» до 1,5 млн тонн, были задействованы 402 морских и речных судна. Они выполнили 923 рейса из портов Мурманск, Архангельск, Красноярск, Лесосибирск и Дудинка. На производственные базы и склады доставлялись материалы и оборудование, работа по разгрузке велась в круглосуточном режиме: единовременно были задействованы до 143 единиц специализированной техники, 19 плавкранов и более 270 стропальщиков, крановщиков, водителей и других работников.

«РН-Ванкор», дочернее предприятие НК «Роснефть», является оператором по освоению месторождений Ванкорского и Пайяхского кластеров, которые входят в «Восток Ойл»  крупнейший инвестиционный проект мировой нефтегазовой отрасли, реализуемый на севере Красноярского края. Ресурсная база проекта превышает 6,5 млрд тонн премиальной малосернистой нефти. В «Восток Ойл» входят 52 лицензионных участка на севере Красноярского края и в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе 13 месторождений нефти и газа.


СМП экономически эффективен для транзитных перевозок

По словам спецпредставителя «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимира Панова, переданным «Интерфаксом», в летне-осеннюю навигацию по Севморпути можно перевезти еще больше транзитных грузов, но нужно готовить суда, поработать над проблемой строительства судов высокого ледового класса для круглогодичной навигации и повышать экономическую эффективность рейсов, чтобы СМП стал очевидно выгоднее по сравнению с проходом через Суэц.

Компания видит возможность увеличения транзита с 2,1 млн тонн, как сейчас – до 4 млн тонн и даже до 7 млн тонн. Основным инструментом повышения экономической привлекательности СМП для грузоотправителей, предлагаемым «Росатомом», является субсидирование ледокольной проводки. Но периодом летне-осенней навигации, когда в ледокольной поддержке нет необходимости, либо она нужна в минимальном объеме, уже интересуются все больше российских и зарубежных компаний.

Подробности беседы – в материале «Интерфакса».


Правильное формирование транспортного коридора на СМП - по мнению эксперта

В беседе с ИА «Медиапалуба» генеральный директор консультационной компании «Гекон», член научного совета при Совете безопасности РФ, член рабочей группы по вопросам развития Северного морского пути Госкомиссии по вопросам развития Арктики Михаил Григорьев отметил, что наблюдавшийся рост грузопотока в акватории Севморпути обеспечили два проекта вывоза сырья – нефти «Газпром нефти» и сжиженного природного газа «Новатэка»

Эксперт указывает на необходимость кардинального пересмотра планов по развитию арктических проектов освоения минерального сырья, обеспечивающих рост грузовой базы: необходимо соотнести планы по добыче минерального сырья с возможностями транспортного, в том числе ледокольного, обеспечения, определиться с расположением перевалочных комплексов новых проектов и т. п. По словам Михаила Григорьева, ставить перед обеспечивающей транспортной отраслью обязательства по перевозке некоего количества грузов, как, например, плановые цифры СМП – некорректно. Показатели производства должны ставиться перед инвесторами (добыча нефти, производство СПГ, рудного концентрата и т. п.). А задача транспортников, в первую очередь, применительно к СМП – морского и ледокольного флота – обеспечить вывоз этих объемов, то есть развитие транспортной системы должно соответствовать развитию и локализации грузовой базы.

Говорить о международном транзите Азия – Европа по Северному морскому пути пока сложно и преждевременно, считает Михаил Григорьев. Все будет зависеть от позиции Евросоюза.

Полный текст интервью – в материале ИА «Медиапалуба».

далее в рубрике