Ростуризм идёт в Арктику
С 18 по 22 сентября поочерёдно в Санкт-Петербурге и Мурманске прошёл Первый арктический медиа-конгресс и Форум «Доступная Арктика»
Фото: Сергей Яковлев, GeoPhoto
С 18 по 22 сентября поочерёдно в Санкт-Петербурге и Мурманске прошёл Первый арктический медиа-конгресс и Форум «Доступная Арктика». Его инициатором выступило Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Главная задача для всех приглашенных – сообща решить, как сделать Арктику узнаваемым, желанным и доступным туристическим маршрутом?
На открытии медиа-конгресса в Таврическом дворце Санкт-Петербурга заглавные спикеры в один голос сформулировали как главные туристические преимущества Арктики, так и очевидные проблемы.
С одной стороны, Арктика – обширная и уникальная мега-территория, способная удовлетворить любые запросы. Здесь есть место индивидуальному и групповому туризму, краткосрочному и долгосрочному, морскому, речному и пешему, промышленному, экологическому, гастрономическому и событийному. При этом добраться самолётом из Москвы в Заполярье можно всего за два часа. Однако всерьёз говорить о существовании российской арктической туриндустрии пока не приходится.
По мнению руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, сделать Арктику ближе и доступнее, сохранив при этом её хрупкую природу и самобытный уклад северных народов, возможно только при комплексном решении трёх базовых блоков.
Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области
Это, во-первых, системное регулирование нормативно-правовой базы. Самая глобальная задача – написание федерального закона о туризме, в который Арктика должна войти отдельной строкой. Работа над ним потребует не только усилий, но и времени, а вот застарелая проблема по допуску судов (особенно иностранных) в арктические воды почти решена:
«Мы впервые расширили и закрепили 350 точек портов и пунктов судозахода. То есть мест, куда можно заходить иностранным туристским судам. Тем самым, мы начали путь к переходу от разрешительного характера этих заходов к уведомительному… Я со своей стороны могу обещать, что этот важный с точки зрения повышения доступности вопрос будет в ближайшее время решен», – отметила Зарина Догузова.
Фото: Игорь Георгиевский, GeoPhoto
Наконец, третья группа вопросов включает в себя стимулирование спроса, повышение доступности территории и узнаваемости ее бренда. Этой цели должна послужить единая и уже действующая интерактивная интернет-платформа russia.travel, где должна появиться отдельная вкладка по Арктике. По мнению Зарины Догузовой, отлично зарекомендовало себя и главное новшество этого года – туристический кешбэк. Однако специальных бонусов в пользу Арктики пока не будет.
«Мы очень рассчитываем, что эта программа станет якорной в части стимулирования спроса и повышения привлекательности для жителей всех регионов нашей страны, и на следующих этапах можно будет обсудить какую-то дифференциацию и, быть может, делать разные коэффициенты под разные регионы. Сейчас пока они не планируются», – ответила глава Ростуризма на соответствующий вопрос портала GoArctic.
Фото: Вадим Кантор, GeoPhoto
Практически каждый выступающий посчитал своим долгом отметить форс-мажорные обстоятельства, в которые попала отрасль в связи с пандемией. Общий вывод – фактор ковида это не только угроза, но и открывающиеся возможности для развития внутреннего туризма, которыми необходимо воспользоваться.
«К сожалению, из-за пандемии мы сейчас многое начинаем с чистого листа. Это такой некий рестарт. Мы видим себя туристским хабом, воротами на Русский Север. Многие маршруты начинаются и заканчиваются здесь. Нам выгодно, чтобы турист приезжал сюда многократно. То есть приехал один раз – дальше направился в Карелию, второй раз в Мурманск, в третий – в Архангельск. Экономика всех туристических стран основана именно на постоянных клиентах – «репитерах», которые возвращаются к вам по разным причинам. Поэтому мы стремимся превратить Санкт-Петербург в своеобразную «точку входа» в Арктику», – пояснил для GoArctic свой арктический интерес председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Андрей Чибис и Зарина Догузова осматривают территорию, на которой предполагается реализовать проект «Порт Лиинахамари». Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области
Впрочем, он также признал, что арктическая инфраструктура гостеприимства пока не на том уровне, чтобы «влюбить» в себя туриста и заставить вернуться. Ещё более критичные мнения звучали на круглых столах.
«Давайте посмотрим на реальность. В структуре экономики арктических регионов туризм никогда не будет составлять значимую величину… Для них это не более, чем социальная нагрузка, то есть развитие собственной сферы услуг и занятости внутри региона. Наш внутренний туризм замкнут, прежде всего, на пляжный и рекреационный туризм. Ведь у нас скорее с Севера детей вывозят на юг, а не наоборот, а если и везут на Север, то это разовая акция. Относительно массовый туризм в Арктику возможен только из-за рубежа, а там мы как раз не занимаемся продвижением вообще», – считает директор Института прикладных политических исследований, советник директора ИАЦ Госкомиссии по вопросам развития Арктики Григорий Добромелов.
-
принять общий национальный проект по развитию туризма, где отдельным подпунктом прописать арктический туризм;
-
сформировать координационный совет из представителей медиа и экспертного сообщества с задачей контроля и продвижения арктического туризма. Причём самим продвижением следует заниматься не только посредством крупных медийных корпораций (ВГТРК, «Россия сегодня», «Планета» и др.), но и с привлечением поисковых интернет-систем, букинга, блогеров и лидеров общественного мнения;
-
утвердить единый и обязательный для всех госструктур план медиа-продвижения Арктики как приоритетного субъекта.
«Когда мы говорим о развитии арктического туризма, то мы в первую очередь должны заниматься продвижением Арктики в целом. Пока мы не будем делать это системно, ни о каком развитии массового туризма на этой территории говорить не приходится», – заключил Григорий Добромелов.
Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области
По оценке руководителя проекта Arctic.ru Юлии Атановой, арктическое интернет-присутствие действительно находится в самой начальной стадии:
«На ресурсах нет ответов даже на два простейших и обязательных для потенциального туриста вопроса: «Как туда добраться?» и «Чем там заняться?», а простейший контент-анализ всех арктических материалов в российских и зарубежных СМИ показывает, что теме туризма в них уделяется не больше пяти процентов», – поделилась своими выводами она.
«Что мы сейчас знаем об Арктике из сообщений СМИ? Шельф, газ, нефть… То есть добыча углеводородов. Конечно, по праздникам мы ещё слышим про Челюскина и Папанина, но на этом всё. Я считаю, что этот конгресс положил начало тому, что медиа-пространство начнёт обращать внимание на то, а что же ещё происходит в Арктике. И это имеет большое значение не только для туристической индустрии, но и для нашей страны в целом», – сформулировал общую точку зрения собравшихся член совета директоров Poseidon Expeditions Николай Савельев.
***
Валентин Юшкевич, специально для GoArctic