Сборник лучших практик развития регионов Арктики
В этом небольшом сборнике, изданном Институтом регионального консалтинга, продолжена серия описаний лучших практик управления социально-экономическим развитием арктических и северных регионов зарубежных стран. Охвачены наиболее острые вопросы регионального и местного развития в условиях Арктики: снабжение и обслуживание удалённых поселений, организация туризма, регулирование рыболовства, проблемы коренных народов.
В подготовке сборника принимали участие сотрудники АНО «Институт регионального консалтинга»: Ольга Ивлиева, Евгений Белов, Борис Никитин, Александра Потураева, Иван Шамало. Составитель Елена Путилова.
Мы публикуем выдержки из сборника.
Обращение с твёрдыми бытовыми отходами в удалённых районах Аляски
"Вывоз и утилизация мусора в северных регионах часто осложняется большими расстояниями между населёнными пунктами, их удалённостью от крупных центров, хрупкостью экосистем и ограниченностью финансовых ресурсов у локальных сообществ.
Аборигенные сообщества Аляски долгое время (с 2002 года) справлялись с проблемой нехватки собственных финансов на вывоз и утилизацию ТБО за счёт грантов Ассоциации поддержки американских индейцев (Indian General Assistance Program). Опора на внешние источники финансирования приводила к неэффективному и несистемному обращению с отходами внутри общин и не стимулировала их к кооперации. В 2013 г. Агентство по охране окружающей среды США отменило адресную поддержку работ по транспортировке и утилизации ТБО и рекомендовало местным сообществам к 2020 году выработать собственную программу обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Через год после отмены грантов была создана рабочая группа (Solid Waste Alaska Taskforce (SWAT)), которая занялась консультированием местных сообществ по вопросам обращения с ТБО и выработала общую схему транспортировки и переработки мусора для разных частей штата.
Было выделено три района [Аляски], в каждом из которых сбор мусора осуществляется по своей модели, а затем отправляется баржей в Сиэтл:
1. «Веерная схема» — район с центральным хабом в городе Ном.
2. Система мини-хабов: каждое поселение, расположенное на побережье, работает как отдельный мини-хаб и отправляет мусор на транспортировку дважды в год (в зависимости от расписания остановок баржи в Сиэтл).
3. Система самостоятельных пунктов, как правило, с выходом к морю, расположенных недалеко от пути следования баржи в Сиэтл. Каждый из пунктов самостоятельно работает с транспортёрами отходов. Типичный пример — Алеутские острова и юго-восток Аляски".
Опыт организации россыпной золотодобычи
"Золотодобыча выступила движущей силой освоения территории Аляски в конце XIX — начале XX вв., породив несколько последовательных переселенческих волн сначала в южные районы штата с центром в Джуно, а затем и во внутренние с центром в Фэрбанксе. Спустя более чем столетие после «золотой лихорадки» отрасль по-прежнему занимает значимое место в экономике региона, на её долю приходится 39% стоимости продукции горнодобывающей промышленности (1,1млрд долл.) и 55% занятых в этой отрасли.
Арендаторы клаймов облагаются рядом налогов и сборов, установленных законодательством штата:
—роялти (3% со всех доходов, полученных с разработки полезных ископаемых);
—налог на прибыль (от 1 до 9,4% в зависимости от доходов);
—налог на топливо (0,08 долл. за 1 галлон);
—ежегодная арендная плата за пользование ресурсами клайма (первые 5 лет 2,2 долл. за 1 га, вторые — 4,3 долл., последующие годы—10,5 долл.);
—пошлина при подаче заявления APMA (150 долл. за первый год,50 долл. за каждый последующий).
Согласно результатам исследования McDowell Group в 2013 г. в россыпной золотодобыче Аляски было занято 1200 человек на 295 действующих приисках. Таким образом, среднее число занятых на одном клайме составляет всего 4,1 человека, а на 56% клаймов работают всего 1—2 человека, что свидетельствует о низком пороге входа в отрасль. В 2013 г. золотодобыча сгенерировала оценочно 40 млн долл. в виде чистой прибыли от продажи драгоценного металла и заработных плат.
Золотодобыча вносит существенный вклад в экономику муниципалитетов и всего штата через обеспечение занятости, развитие сопутствующих индустрий, обслуживающих отрасль, и доходы от налоговых сборов и пошлин. Суммируя все мультипликационные эффекты, в 2013 г. золотодобыча генерировала 1700 рабочих мест и общий объём расходов внутри штата, равный 150 млн долл.".
Опыт организации старательского туризма в золотодобывающих районах Аляски
"Аляска входит в число девятнадцати штатов, где добычу рудных природных ископаемых можно свободно вести на любом участке (за исключением заповедников, военных частей, индейских резерваций) при приобретении лицензии. Наряду с крупными (в том числе транснациональными) компаниями добычу золота ведут небольшие, зачастую семейные предприятия численностью менее десяти человек, причём более половины предприятий вообще состоят из 1—2 человек. При этом на Аляске разрешена «любительская» добыча золота, на базе которой создано несколько туристских аттракционов.
Один из наиболее известных — рудник Эльдорадо (El Dorado Gold Mine), предоставляющий в качестве развлечения возможность намыть золото с лотком. Аналогичные услуги представляет компания GeoQuest and Chicken Gold Co, которая как занимается самой разработкой аляскинских россыпей, так и предлагает комплекс туристских сервисов, так или иначе связанных с золотодобычей.
Предложение заняться старательством обычно идет совместно с предложениями об охоте, рыбалке, походах, зимних видах спорта, типовых этнографических развлечениях (катание на собачьих упряжках, знакомство с бытом коренных народов).
Найденное золото можно продать многочисленным местным брокерам; цены обычно ниже рыночных на 10—30%; скупаемые образцы золотых минералов (включая самородное золото) далее идут как на перепродажу в необработанном виде (в особенности это касается самородков, имеющих эстетическую ценность), так и на переработку. Существуют также интегральные схемы со скупкой самородного золота и дальнейшим созданием ювелирных изделий".
Опыт организации рыболовного и охотничьего туризма
"По целям рыболовство условно подразделяется на три категории:
—Спортивное — для всех резидентов штата старше 18 лет и нерезидентов старше 16 лет необходимо получение лицензии на краткосрочный период (1,3,7 или 14 дней) или долгосрочный (1 год). Стоимость лицензии для нерезидента колеблется от 25 долл. за однодневный срок до 145 долл. за 1 год.
—Для персонального использования и пропитания вылов рыбы разрешён исключительно резидентам штата. Лицензия на этот вид рыболовства, аналогичная выдаваемой для спортивного рыболовства, требуется только в нескольких районах штата, в основном в окрестностях крупных городов. Они выделяются отдельно как территории, где традиционный вылов рыбы для пропитания не является основной характеристикой экономики, культуры и образа жизни.
—Коммерческое — промысловый вылов рыбы производится только в строго ограниченных акваториях и требует согласования с рядом правительственных структур штата: необходимо получить бизнес-лицензию от Департамента налогов и сборов (Department of Revenue), лицензию на судно от Комиссии по коммерческому рыболовству (Commercial Fisheries Entry Commission), разрешение на деятельность от Департамента транспорта, пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу Департамента охраны окружающей среды (DepartmentofEnvironmentalConservation).
С 2011 г. по 2017 г. государственные доходы от туристической деятельности на Аляске выросли на 38%, отражая заметный рост в притоке посетителей из других штатов и возросшие сборы за лицензии и разрешения на охоту и рыболовство. В 2017 г. Департамент охоты и рыболовства Аляски стал вторым в штате после Аляскинской железной дороги по доходам, получаемым от внешних туристов, — 25,5 млн долл. (20% доходов государственных структур штата). Расходы туристов только на рыболовство в 2017 г. составили более 650 млн долл., т.е. почти четверть общих расходов. Число выданных лицензий в последние 10 лет оставалось стабильным в пределах 600—700 тыс. в год, что с учётом увеличения их стоимости положительным образом отразилось на прибыльности отрасли. Наибольшей популярностью пользовались лицензии на спортивное рыболовство (57% всех выданных лицензий). Среди них преобладали лицензии нерезидентам на короткий срок, главным образом, на один день или неделю. Среди резидентов штата 159 тыс. человек имеют долгосрочные лицензии на рыболовство (29% взрослого населения Аляски), причём лишь 32% из них имеют дополнительно разрешения на охоту".
Опыт регулирования рыбодобычи резидентами штата Аляска
Рыболовство как средство существования (subsistence fishing) выделяется в отдельную категорию и предполагает традиционное некоммерческое использование морских и речных биоресурсов, которое включает в себя их непосредственное употребление в пищу в домохозяйстве или изготовление побочных продуктов из рыбы для их дальнейшей продажи или обмена. Специальное обособление этой практики рыбодобычи отражает приоритетность сохранения традиционной хозяйственной деятельности и культуры коренных народов Аляски. Право на её применение имеет любой резидент штата без получения лицензии на большей части территории штата кроме городов Анкоридж, Фэрбанкс, Джуно, Валдиз и Кетчикан, где необходима лицензия. Упомянутые пять зон вокруг городов — сравнительно небольшие территории, но густонаселённые по меркам Аляски, в них проживает около 60% всего населения штата. Они выделяются как независимые от традиционных практик рыболовства в сфере экономики, культуры и образа жизни населения".
Сохранение культуры коренных народов: создание видеоигр
"Наиболее крупным, известным и успешным проектом по созданию компьютерной игры при участии коренных народов является игра «Never Alone: Kisima Ingitchuna» (в пер. с инупиак: «Я не один»). Проект осуществлялся в регионе залива Кука, штат Аляска, США (включает населённые пункты Анкоридж,Кенаи,Хомер,Матануска,Талкитна). Игра создавалась по рассказам представителей инупиаков. В работе было задействовано более сорока представителей коренных народов Аляски: собирались их истории, представления об игре, экспертное мнение. В основу игры легла древнейшая инупиакская легенда «Kunuuksaayuka», в музыкальное сопровождение была включена традиционная музыка, а визуальный ряд игры отражает природу Аляски и искусство инупиатов (живопись, скульптуру, резьбу по кости, одежду, ритуальные маски и костюмы и т.д.). По сюжету игры девочка Нана в компании своего животного-талисмана песца проходит сложные испытания на пути к источнику затяжной метели,которая не даёт её народу охотиться и рыбачить. В игру встроены экскурсы в историю инупиаков в виде коротких видео-интервью старожилов. В результате был найден новый формат передачи традиционных знаний, адаптированный к интересам современной молодёжи не только на Аляске, но и во всём мире. Игра вышла в 2014 г. на десяти языках, включая инупиак, и она адаптирована для смартфонов".
Система снабжения топливом северных регионов Канады
"Северными регионами Канады традиционно считаются Северо-Западные территории (СЗТ), а также территории Нунавут и Юкон. Общая численность населения, проживающего в этих трёх областях, не превышает 120 тыс. человек. В северных регионах Канады уголь и торф не используются, поэтому основная часть потребляемого топлива приходится на нефтепродукты.
Западные провинции Канады (Альберта и Британская Колумбия) в силу своего экономико-географического положения являются базой, которая снабжает СЗТ и Юкон нефтепродуктами. Для обеспечения нужд этих регионов используют два основных способа доставки — автомобильный и комбинированный. Автомобильный является наиболее распространённым в Юконе, т.к. в отличие от СЗТ почти каждое поселение имеет доступ к автомобильным дорогам. Высокий уровень доступности автодорожной сети обусловлен меридионально проходящими по территории региона трассами Аляска, Демпстер, Клондайк и Кэмпбелл.
В «приморском» Нунавуте, где отсутствуют всесезонные дороги, ситуация с транспортировкой нефтепродуктов принципиально отличается от двух других северных территорий. Территория Нунавута характеризуется низкой освоенностью, высокой дисперсностью расселения, приморским расположением большинства населённых пунктов, а также значительной изрезанностью береговой линии. Так, согласно данным ГИС Национальной службы энергетики Канады, только три поселения территории расположены не на берегу моря. При этом в двух из них ведётся добыча руды, содержащей в одном случае — золото, а в другом — железо. Третье поселение связано с морем рекой Телон и находится примерно в ста км от золотодобывающего рудника.
Поставки топлива ведутся баржами, которые транспортируют сырьё как с НПЗ, расположенных в атлантических провинциях (Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор), так и в западных (Альберта и Британская Колумбия). Нефтепродукты распределяются по всей территории летом, когда дороги и водные пути доступны. Топливо в каждом сообществе хранится на нефтебазе, а объёмы самолетного бензина — в хранилище аэропорта. Многие населённые пункты зависят от сезонности морских перевозок, наиболее ярко проявляющейся в условиях арктического климата.
Закупки топлива осуществляются специализированным ведомством The Petroleum Products Division (PPD), которое подчиняется правительству территории Нунавут. PPD действует в соответствии с Законом об оборотных фондах, который устанавливает механизм покупки, транспортировки, хранения, распределения, продажи и поставки нефтепродуктов жителям общин".
Система снабжения топливом поселений штата Аляска
"Самая трудная и сложная часть процесса транспортировки — это доставка топлива из линейного транспортного средства или терминала конкретному сообществу. Баржи меньшего размера, которые перевозят топливо от океанских танкеров или терминалов к пункту доставки, вмещают около 1 млн л. Баржа содержит много отдельных отсеков, необходимых для перевозки нескольких видов нефтепродуктов одновременно. Компания, занимающаяся распределением, несёт все риски разлива топлива, до тех пор пока нефтепродукты не пройдут через приёмную трубу клиента. Время, необходимое для того, чтобы добраться до каждого сообщества, зависит не только от расстояния от терминала, но и от множества других операционных проблем. Для максимизации использования барж они совершают до десяти рейсов за период навигации,причём в совершенно различные районы.
На территории Аляски существуют электростанции, которые сжигают уголь для генерации электроэнергии, однако они расположены на юго-востоке штата, в населённых пунктах, которые имеют доступ к железной дороге, связывающей их с единственным разрабатываемым на Аляске месторождением угля Юсибелли. Таким образом, транспортировку угля как топлива можно исключить из рассмотрения. В отличие от северных регионов Канады в штате Аляска ведётся добыча нефти, более того -- на его территории расположено пять НПЗ, которые частично обеспечивают потребность штата в различных видах нефтепродуктов. Заводы BP и ConocoPhillips расположены на севере, рядом с Прадхо-Бей, крупнейшим месторождением нефти в США, и перерабатывают сырьё для производства нефтепродуктов, используемых только на месторождении.
Два НПЗ компании PetroStar приурочены к Трансаляскинскому нефтепроводу, транспортирующему сырьё с Прадхо-Бей в южный незамерзающий порт Валдиз. Производственные процессы на заводах компании выстроены так, чтобы максимизировать выпуск печного и авиационного топлива. Желание увеличить долю последнего обусловлено тем, что Аляска является крупным авиационным хабом как для военных, так и гражданских самолётов. Согласно результатам исследования Econ One, авиационное топливо составляло 41% от общего объёма потреблённых нефтепродуктов в 2014 г., тогда как в других штатах Тихоокеанского побережья этот показатель был равен 16%.
Пятый завод, принадлежащий компании Tesoro, находится на южном побережье штата в г. Кенай и характеризуется повышенной долей моторных топлив в производстве. Дизельное топливо используется не только для заправки автомобилей, но также и для генерации электроэнергии на дизельных электростанциях, обеспечивающих около 1/7 потребления электроэнергии штата. Тем не менее штат вынужден импортировать часть топлива, так как нефтепродукты, производимые тремя НПЗ, сравнительно дорогие из-за технико-экономических особенностей НПЗ (невысокий объём среднесуточной переработки, низкий индекс сложности Нельсона) и дороговизны транспортировки. Так, если доставка судном импортного топлива из Азии стоит около 10 центов/галлон, то доставка автомобильным транспортом нефтепродуктов, произведённых на НПЗ в Фэрбанксе, обойдётся в 20 центов/галлон, а железнодорожным — в 16 центов/галлон".
Подготовила Татьяна Шабаева