Север, солнце и рыбак
В Мурманской области каждый год отмечают три особенных праздника, характерных именно для неё. Один из них – Праздник Севера – достаточно известен и за пределами региона. Два других, а именно Праздник Солнца и День Рыбака, пока что более локальны и привлекают меньше внимания. Но они также любимы жителями Кольского полуострова.
Праздник Севера проходит в Мурманске и других городах области ежегодно в конце марта – начале апреля, хотя отдельные приуроченные к нему мероприятия могут назначаться и раньше. В это время на Крайнем Севере уже достаточно светло и обычно не так холодно, как в середине зимы, хотя порой случаются и метели, и непогода. Всё ещё прочно лежит необходимый для занятий зимними видами спорта снежный покров и, если повезёт, на нём играет солнце. Впервые Праздник Севера состоялся 30 марта 1934 года как соревнования лыжников. Сегодня это продолжающийся примерно две недели фестиваль, и одними лыжами дело давно уже не ограничивается. Иногда Праздник Севера даже называют «Полярной Олимпиадой». Упор в программе обычно делается на спортивную составляющую, но речь идёт скорее о массовом, нежели о профессиональном спорте. Любители вполне могут принять и регулярно принимают участие как в лыжных гонках, так и в соревнованиях по другим дисциплинам – от скандинавской ходьбы до заплывов городских «моржей» в полынье на Семёновском озере. Праздник популярен у мурманчан и сопровождается народными гуляниями в центре города. Долина Уюта, где проходят основные спортивные мероприятия, тоже активно посещается в эти дни горожанами и гостями города. Причём не все из них приезжают туда болеть за конкретных участников лыжных гонок или других соревнований, большая часть хочет просто присутствовать на красочном мероприятии на свежем воздухе и проникнуться праздничной атмосферой.
Тема Праздника Севера широко представлена в сувенирной продукции, которой продолжают торговать в мурманских магазинах и киосках соответствующей направленности весь год. Это календари, магнитики и прочие милые безделушки, изготовленные, возможно, в далёком и деловитом Китае, но нужные гостям и жителям Заполярья как память о полученных впечатлениях. Определённое число российских и иностранных туристов стабильно интересуется фестивалем и приезжает увидеть соревнования. Этому в немалой степени способствует этническая составляющая праздника, то есть включение в программу гонок на оленьих и собачьих упряжках, поучаствовать в которых приезжают саамы. Кстати, олени могут разогнаться по насту до 60 километров в час, а мастерство управляющего санями каюра состоит не только и не столько в громких криках и придании животным мотивации при помощи длинного шеста, но также и в отборе для гонок самых быстрых «рысаков» задолго до того дня, когда происходят забеги. Посмотреть на оленей и сфотографироваться с ними любят и стар, и млад, тем более что в остальные дни года они представлены в Мурманске только консервами из оленины, продаваемыми в нескольких точках города, а единственными доступными для катания животными являются эпизодически появляющиеся в местах массового скопления людей пони и лошади, сопровождаемые грустными девушками. Ни рогов, ни колорита, ни новогодне-рождественских ассоциаций.
Вообще же Праздник Севера – одна из немногих возможностей увидеть саамов в областном центре. Дело в том, что российские представители этого северного народа относительно малочисленны, проживают компактно в нескольких небольших населённых пунктах региона, а приезжая в Мурманск по своим делам, в остальные дни года просто теряются в толпе и не опознаются горожанами. К сожалению, представителей среднеазиатских народов и даже иностранных туристов в обычный день в Мурманске встретить куда вероятней, чем саамов. При этом в Ловозере, саамской столице Кольского полуострова, национальные виды спорта являются гвоздем и главной темой Праздника Севера. Часто он там бывает совмещён с исторически важным для саамов (чья кочевая культура прочно связана с северным оленем) Днём Оленевода и сопровождается выступлениями местных фольклорных ансамблей.
Весьма самобытен и, если можно так выразиться, экзотичен Праздник Севера в отдалённом саамском селе Краснощелье Ловозерского района Мурманской области. Там в этот день проводятся гонки на оленьих упряжках, соревнования по буксировке лыжника на оленях, метанию аркана, прыжкам через нарты и национальной борьбе, а ещё – конкурс на самую красивую упряжку. Правда, увидеть всё это имеют шанс лишь очень немногие: попасть в село человек из «большого мира» может в общем случае только вертолётом, летающим в Краснощелье из уже упомянутого Ловозера; другие варианты зависят от сезона и граничат с экстремальным туризмом. Саамская народная идентичность и аутентичность придают фестивалю красочность, позволяют использовать его для информационной поддержки этого малого народа. Но чтобы показать эти особенности тем, кто может ими заинтересоваться, или доставить людей туда, где они практикуются сегодня, нужно приложить усилия. В первую очередь, организационные и логистические.
Праздничные мероприятия с собственной изюминкой проходят и в центре Кольского полуострова – городах Кировске и Мончегорске. В последнем можно увидеть соревнования по зимнему футболу и парусному спорту на льду. Однако в программу каждый год вносятся изменения. Какие-то модные дисциплины ненадолго появляются в ней, но не становятся затем традиционными, другие оказываются удачной находкой.
Иногда Праздник Севера пытаются скрестить с Масленицей, отпраздновав их одновременно. Хорошая ли это идея – каждый может решить для себя сам. В части продажи населению еды на свежем воздухе можно одобрить не только масленичные блины, но даже и интернациональный, но в целом всё же не вполне северный по духу шашлык. Однако некоторая наблюдаемая, к сожалению, шаблонность официальных праздников, от Дня Города до Дня Молодёжи включительно, на мой взгляд, относится к негативным явлениям. Тем более Праздник Севера в 2019 году будет уже 85-м по счёту, это один из наиболее обоснованных и настоящих, самобытных для области праздников, у которого, благодаря преемственности традиций, сложилось собственное узнаваемое лицо. Он любим северянами и с видимым удовлетворением отмечается уже третьим или четвёртым их поколением. Так что, думаю, поменьше официоза, модных трендов и наигранного позитива и побольше проверенных временем элементов на стыке природы Севера и его культурного освоения – вот рецепт хорошего праздника. Проще говоря, оленьи упряжки, лыжники и снегоходы должны, по мнению автора этой статьи, преобладать над песнями, плясками и эстрадой.
***
Праздник Солнца, с одной стороны, менее известен за пределами региона, с другой же – в гораздо большей степени касается каждого его жителя. Это день, в который дневное светило впервые после долгого перерыва полноценно появляется на небосклоне. Начавшаяся в декабре полярная ночь, которую люди и физиологически, и психологически переносят не слишком хорошо, наконец закончилась, что обычно вызывает яркие и сильные эмоции у тех, кто последние два месяца солнца не видел. Весна, как её принято понимать в более южных землях, начнётся ещё совсем не скоро, но круглосуточный мрак уже отступает и продолжительность светлого времени суток начинает увеличиваться, обещая таяние снегов и пробуждение природы. В самый первый день видно только краешек солнца и только несколько минут. Потом оно чуть выше и сияет чуть дольше. И так вплоть до конца мая, когда наступает полярный день и солнце остаётся над линией горизонта уже всё время. Появление солнца вызывает радость, подчёркивая возвращение природы к жизни и давая надежду на зелень, тепло. Ну, и на длинный северный отпуск летом, когда жителей, выехавших из региона на месяц-полтора, становится настолько много, что часть магазинов и кафе в областном центре закрываются до конца августа-начала сентября. Про неизбежный, как снег зимой (а в условиях Кольского полуострова зима – это и ноябрь, и март с апрелем), прилёт больших туч злых комаров в начале лета в дни первого света никто почему-то не вспоминает. Наверное, это проявление оптимизма!
Конечно, многие регионы России частично или полностью расположены на Крайнем Севере и их жителям тоже хорошо знакомо явление полярной ночи. Но Мурманск – крупнейший город за полярным кругом, где компактно проживают около трехсот тысяч человек. Возможно, именно поэтому здесь возникла и поддерживается традиция праздновать возвращение солнца.
Жилые районы Мурманска расположены в низинах между довольно высоких сопок, поэтому в первые недели после завершения полярной ночи и дня «Первого Рассвета», как его иногда называют, жители города довольствуются отблесками и свечением неба, солнечные же лучи достигают только возвышенностей и иногда озаряют ненадолго скалы на другой стороне Кольского залива. После пары недель таких намёков на весну в центре города организуется празднование (в конце января или начале февраля), но главное событие этого дня происходит непосредственно в небесах – горожане всматриваются в горизонт и стараются увидеть край солнечного диска, впервые после долгого перерыва радующего Север своим появлением. У части горожан существует традиция вместе встречать солнце на так называемой Солнечной горке. Правда, другие городские сопки или, например, гора Соловарака в Коле подходят для этого ничуть не меньше. Нужно только помнить, что в конце января все эти вершины местного значения завалены глубоким снегом.
***
День рыбака традиционно отмечают во второе воскресенье июля. В это время по причине полярного дня в Заполярье светло круглосуточно. Праздник, казалось бы, отраслевой и общероссийский, отмечаемый с 1965 (по другим данным – с 1980) года, однако в Мурманске, который в советские годы был, в первую очередь, рыбным портом, моряки и рыбаки, их особая культура и специфический опыт сделали День рыбака действительно популярным и актуальным. Даже в наши дни, когда «рыбная» специализация города стала менее бесспорной, чем раньше, отмечается он существенной частью горожан, чья жизнь связана или когда-то была связана с работой в море, широко и с удовольствием. Празднуют его и рыбаки-любители, а их в регионе очень много, как и охотников. Эти два хобби у мужчин Мурманской области традиционно очень популярны, чему способствует большое количество водоёмов в лесу и тундре. У многих есть «своё» заветное озеро, часто не имеющее названия, или лично открытое «клёвое» место на одной из нешироких, но длинных и быстрых речек. До многих из них можно добраться из города даже без использования личного автотранспорта. Да и в городской черте имеются и озёра, и любители рыбалки, особенно заметные зимой на льду. Не обходится празднование и без Бахуса (другое имя Дионис, кличка Зелёный Змий), хотя морской бог – это, как известно, Посейдон. Но обычно творимые действующими и бывшими моряками безобразия не отличаются особой злостностью и не выходят за рамки питейных заведений и их ближайших окрестностей. Празднуют ли День рыбака браконьеры и не вполне легальные ловцы краба – я не знаю, но не удивлюсь, если да.
Кроме официальных речей, песен, концерта и декораций с народными гуляниями в центре города, среди запоминающихся мероприятий этого праздника – спортивная рыбалка на громко ревущей на перекатах реке Коле в районе посёлка Шонгуй и поморский фестиваль в селе Териберке. Жители же Кандалакши, чувствующие страсть к любительской рыбной ловле, отправляются в этот день на реку Колвицу, впадающую в Белое море, – тоже порожистую и богатую рыбой.
В Мурманске к празднику уже однажды оказывалась приурочена рыбная ярмарка. Возможно, это верное начинание установится и станет хорошей традицией. Во всяком случае, оно точно имеет к рыбакам и морю куда большее отношение, чем концерты популярных и не очень исполнителей, выступления барабанщиков или байк-шоу, которыми в разное время также пытались дополнить программу мероприятий. В конце концов, хорошая рыба – традиционный подарок иногородним друзьям и коллегам, её даже продают вылетающим в мурманском аэропорту в специальном киоске, расположенном уже в зоне посадки.
Мурманский областной краеведческий музей летом 2018 года делал ко Дню рыбака специальную выставку, куда привозили на познавательные экскурсии детей. Ранее подобную экспозицию случалось организовывать и областной библиотеке. Думаю, на ниве просвещения могли бы выступить более активно или, во всяком случае, более заметно и напрямую связанные с морем городские научные учреждения, например, ПИНРО (Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича). Было бы целесообразно как-то уделить место в программе празднования Дня рыбака и туристической отрасли. Как минимум, дайвинг-центр в Дальних Зеленцах и частные фирмы, организующие морскую рыбалку с арендованных катеров, в области сегодня есть, а лишняя реклама не помешала бы ни им, ни региональному бюджету.
***
Праздник Солнца, вероятно, останется событием «для своих». Туристы, в том числе особенно активно в последние годы приезжающие из стран Азии (Японии и Южной Кореи), посещают Мурманскую область зимой, чтобы увидеть полярную ночь и, если повезет, северное сияние, - символическое же завершение ночи важно именно для тех, кто живёт в регионе постоянно и не понаслышке знаком с данным явлением природы. Будущее значение Дня рыбака для северян пока что туманно, как одноимённый отдалённый посёлок в Кольском районе. Положительные сдвиги налицо, но получат ли они продолжение и развитие и станет ли этот праздник снова по-настоящему народным – покажет время. Многое будет зависеть от места рыболовства и рыбопереработки в экономике Мурманской области через три, пять, десять лет, количества занятых в этой отрасли людей и престижности их морской профессии.
А вот у Праздника Севера есть отличные шансы и дальше повышать своё значение. Он хорошо укоренён исторически, любим мурманчанами и, при должном внимании, может привлечь в область значительное число гостей и денег. Но главное – его точно будут продолжать праздновать.
Автор: Илья Зимин, Мурманск.