Сейчас в Мурманске

01:00 -4 ˚С Погода
18+

Северный этнотуризм предлагают приравнять к оленеводству

Законодательно закрепить туризм как отдельный вид хозяйственной деятельности для коренных малочисленных народов Севера предложила Мария Бадмацыренова, заместитель директора департамента мониторинга правоприменения АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

Материалы ЭЦ ПОРА Туризм
10 июня, 2022 | 16:53

Северный этнотуризм предлагают приравнять к оленеводству
Фото: Сергей Карпухин 


Законодательно закрепить туризм как отдельный вид хозяйственной деятельности для коренных малочисленных народов Севера предложила Мария Бадмацыренова, заместитель директора департамента мониторинга правоприменения АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», выступая на организованном ПОРА круглом столе по теме «Туризм как драйвер развития территорий в Арктике». По ее мнению, это расширит возможности КМНС заниматься традиционным природопользованием и получать от такой деятельности средства, сохраняя специфику своего уникального образа жизни.

Мероприятие прошло 8 июня на площадке Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) в рамках VI Международного арктического саммита, входящего в программу председательства России в Арктическом совете.

По словам Бадмацыреновой, 92 из 405 зарегистрированных сейчас резидентов АЗРФ осуществляют деятельность, связанную с туризмом. Пятая часть из общей суммы инвестиций в проекты на территории АЗРФ вкладывается в туризм, а по программе Арктический гектар под туристические проекты берется пятая часть всех предоставляемых земельных участков.

Вадим Мамонтов, генеральный директор туристической компании Russia Discovery, устраивающей арктические туры, рассказал о наиболее перспективных типах туризма в этом макрорегионе. Во-первых, это экспедиционный туризм. Он интересен, однако очень дорог в организации — так, по словам эксперта, самый дешевый на настоящий момент круиз к Северному полюсу стоит порядка 30 тыс. долларов, на остров Врангеля — около 1 млн рублей. Несмотря на это, Мамонтов видит перспективы роста в данном направленим деятельности: «Аляску ежегодно посещают до 1 млн туристов, а Чукотку – всего около 1 тысяч человек»,— поясняет специалист, напоминая, что в основном речь идет об иностранных туристах. По его словам, ситуацию резко усложнил уход из России зарубежных туроператоров весной 2022 года, что повлекло и сокращение турпотока иностранных клиентов. Мамонтов полагает, что оставшиеся компании будут переориентироваться на азиатских туристов, свободных от предубеждений к поездкам в Россию. При этом эксперт надеется на то, что судостроители смогут предложить рынку новые суда, удовлетворяющие современным требованиям по комфорту, экологичности, экономичности и надежности.

Из других типов туризма в высоких широтах Мамонтов выделяет туры для любителей наблюдать за животными, птицами и морскими млекопитающими (например, на остров Врангеля или в нацпарк Берингия); отдых в глэмпингах, предусматривающий совмещение пребывания на природе со всеми удобствами отдыха в отелях (комплекс «Китовый берег» на Кольском полуострове или глэмпинг на территории «мертвого леса» у подножия вулкана Толбачик в Камчатском крае); а также туры по малоизученным территориям — местам, которые еще не успели стать туристическими брендами, однако имеют к этому все предпосылки.

Сергей Никоноров, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики МГУ им. М.В. Ломоносова и эксперт ПОРА по устойчивому развитию, говорит, что несмотря на громадный потенциал, арктический туризм едва развивается. Основным узким местом является транспорт. Внутренний туризм мог бы расширяться при наличии действующей госпрограммы по улучшению транспортной доступности туробъектов в Арктике, полагает Никоноров. Специалист напоминает, что в сегменте въездного туризма основные средства в отрасль приносили туристы из стран ЕС. А кто будет покупать туры сейчас? — задается вопросом Никоноров. «Туристы из Китая — с удовольствием, но если посмотреть на то, как развивается аналогичное направление на Байкале, то можно предположить, что китайцы станут клиентами китайских же туркомпаний, будут путешествовать по России на своих транспортных средствах, со своими экскурсоводами, переводчиками, будут приезжать в китайские отели и обедать в китайских же кафе».

Анатолий Шевчук, заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, рассказал о правовом и методическом обеспечении формирования стратегии экологического туризма.

Наталия Белякова, директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества, сообщила о системе добровольной сертификации, разработанной и внедряемой РГО. Уже сертифицированы около 70 маршрутов и 13 туроператоров, отвечающих требованиям устойчивого туризма — под этим понятием Белякова подразумевает организацию маршрутов, связанных с посещением труднодоступных, ещё недостаточно введенных в туроборот локаций и отвечающих требованиям аутентичности, уникальности и познавательности. «Мы хотим, чтобы арктический турист был погружен в научно-исследовательскую повестку»,— подчеркнула Белякова. На сайте РГО к концу 2022 года планируется представить маркетплейс, на котором можно будет купить сертифицированные организацией туры.

Валентина Сацкая, начальник управления культуры администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, отметила существенный рост турпотока на территорию Таймыра – до 11 тыс. человек в 2022 году по сравнению с 5,6 тыс. человек в 2020 году. Муниципалитеты хотят развивать туризм, потому что это приносит средства, но важно это ещё и уметь делать. Нужно создавать индивидуальные туристические предложения для современных туристов. В расчет следует брать возможности, которые предоставляют событийный и этнический туризм, полагает Сацкая.

Юрий Захаринский, депутат Заксобрания Красноярского края, связал рост турпотока в будущем с потенциалом развития круглогодичного туризма: «Тотально "мертвого" сезона на Таймыре может и не быть при создании современной туристиской инфраструктуры»,— сказал эксперт. Захаринский напомнил о проекте по созданию туристско-рекреационного кластера «Арктический»: на площади в 87,9 млн гектаров, на которой расположены 27 населенных пунктов, 72 члена ТРК уже неколько лет ведут работу по развитию туризма, причем некоторые инициативы включены в комплексный план социально-экономического развития Норильска до 2035 года. Захаринский предложил наделить аэропорт Норильска международным статусом – это позволит упросить логистику путешествий на Таймыр для иностранных туристов, полагает эксперт.

Марина Лапенко, исполнительный директор Фонда поддержки социально значимых и экологических проектов «Ресурсный центр Арктика» (г. Усинск, Республика Коми) обратила внимание на важность информационного сопровождения туристической деятельности. По ее словам, к запуску готовится сайт, на котором туристы смогут получить информацию о туристических объектах Республики Коми.

Анатолий Федоров, генеральный директор ООО «Теплориум» ПОРА, сообщил о разработках компании, которые отвечают современным мировым трендам по созданию северной инфраструктуры, таких как объединение объектов в поселках в единую сеть, широкое использование модульных конструкций, доставка быстровозводимых сооружений дирижаблями и дронами.

Александр Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА, в заключение круглого стола напомнил о существующих способах реализации взаимодействия государства и бизнеса при создании туристических проектов в АЗРФ, напомнив о возможностях, которые предоставляют концессионные механизмы, контракты жизненного цикла (где предметом является не сам объект, а предоставление сервиса на протяжении срока его эксплуатации), энергосервисные контракты, оффтейковые (на выкуп еще не произведенной продукции предприятия) и офсетные контракты (на поставку товара, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства инвестора по созданию или модернизации и освоению производства такого товара на территории субъекта РФ). По словам Воротникова, перспективы имеет медицинский туризм, особенно в Якутии, а также туризм образовательный – впрочем, в связи с объявленным намерением отказаться от Болонской системы образования последний сейчас под вопросом: вряд ли иностранные студенты решат учиться по программам, не соответствующим международным стандартам.

далее в рубрике