Сейчас в Мурманске

02:47 1 ˚С Погода
18+

Северный загон из бомболюка Ил-38

Задача самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок вероятного противника и морская разведка возложена на опытные экипажи наших противолодочных самолётов Ту-142 и Ил-38, а также на противолодочные вертолёты

Вооруженные силы Ил-38 Новелла Авиация на севере
Владимир Ераносян
13 марта, 2021 | 09:59

Северный загон из бомболюка Ил-38
Фото: Сергей Копцев / russianplanes.net 

Вдохновение для северной «новеллы»

За сухим сообщением пресс-службы Северного флота о том, что «экипажи дальних противолодочных самолётов Ту-142 объединения ВВС и ПВО Северного флота продолжат в 2021 году практику длительных полётов в оперативно важных районах Атлантического и Северного Ледовитого океана», стоит спокойная и непоколебимая уверенность командования Северного флота в успешном выполнении приоритетной для лётчиков противолодочной авиации боевой задачи. 

Задача самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок вероятного противника и морская разведка в условиях, когда страны НАТО активизировали свои агрессивные действия в Арктическом регионе, возложена на опытные экипажи наших противолодочных самолётов Ту-142 и Ил-38, а также на противолодочные вертолёты (на СФ есть отдельный корабельный противолодочный вертолётный полк, на вооружении которого стоят вертолёты Ка-27). Противолодочная авиация флота используется и для поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.  

Средняя продолжительность полётов в дальнюю морскую зону составляет около 13 часов, расстояние превышает 11 тысяч километров. Поэтому для выполнения воздушного патрулирования, ледовой разведки и мониторинга обстановки в Арктике Ту-142 незаменим. Однако с развитием аэродромной инфраструктуры арктического шельфа роль противолодочных самолётов средней дальности Ил-38 существенно возросла. Сегодня в составе ВМФ России 46 Ил-38 и восемь модернизированных Ил-38Н («Новелла»). 

На «Новеллах» устаревшее бортовое оборудование заменено на навигационный поисково-прицельный комплекс «Новелла-П-38», способный обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, а надводные — до 320 км. Система одновременно сопровождает 32 надводные или подводные цели. К слову, Индия закупила у России пять Ил-38 улучшенной модификации. 

Индийцы вообще сыграли немаловажную роль в ренессансе как отечественного кораблестроения (строительство авианосца «Викрамадитья» в Северодвинске и заказ для него палубных истребителей МиГ-29К), так и в модернизации противолодочной боевой авиации России. 

Проявив интерес к новому противолодочному комплексу «Новелла», который из-за развала СССР и отсутствия финансирования  оказался невостребованным, они получили от России для своих ВВС новую модификацию Ил-38, получившую наименование Ил-38SD (Sea Dragon — Морской дракон). Всего было переоборудовано 6 самолётов. Именно эти наработки и конструкторские решения вдохновили наших разработчиков и стали основой для запуска серии Ил-38 «Новелла».


Фото: Анатолий Бурцев / russianplanes.net

Справка: Боевой радиус Ил-38 — 2200 км. Максимальная скорость — 650 км/ч на 6000 км. Техническая дальность составляет 9500 км. Практический потолок с полётной массой 66 тонн — 8000 метров. Длина разбега — 1700 метров. Максимальная боевая нагрузка — около 8,5 тонн. Экипаж состоит из семи человек. Это два летчика, штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства, бортинженер и бортрадист. На борту размещаются как свободнопадающие противолодочные бомбы, так и корректируемые авиабомбы ПЛ250-120 «Загон», сбрасываемые на воду при помощи парашюта.  


Загон субмарин в тупик

Из средств поражения вражеских подводных лодок на Ил-38 размещены две противолодочные торпеды или ракеты. Дозвуковая противокорабельная ракета Х-35, предназначенная для уничтожения морских целей водоизмещением до 5000 тонн, адаптирована для индийской модификации Ил-38SD. На борту Ил-38 размещаются также морские мины, спасательные контейнеры, морские маркеры — ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д. На авиабомбах «Загон», сбрасываемых с Ил-38, остановимся подробнее. 

Бомба бесшумна и способна зависать над поверхностью воды до четырёх минут, чтобы при помощи специальной акустической головки самонаведения найти вражескую субмарину на глубине до 600 метров. Мощности авиабомбы хватит, чтобы пробить корпус субмарины любого класса. Авиабомба «Загон» не имеет двигателя, она падает под весом собственной тяжести. Исходя из того, что падение происходит со скоростью 18 метров в секунду, можно с уверенностью сказать, что бомба опаснее большинства современных торпед. 

При этом, по сообщению пресс-службы концерна «Техмаш», эффективность поражения «Загона- 2Э», ставшей также экспортной версией противолодочной корректируемой авиационной бомбы, увеличилась. В сравнении с авиабомбой «Загон-1» в три раза снизилась и стоимость выполнения боевой задачи. 

Справка: Масса авиабомбы составляет 120 килограмм. Длина — 1,5 метра, калибр составляет 232 миллиметра. Установлен механизм самоликвидации, он срабатывает в заданном временном промежутке в случае отсутствия обнаружения цели. 


Гидроакустические буи. Фото: naukatehnika.com

За буи не заплывать!

Отдельно стоит упомянуть о противолодочном оборудовании, размещённом на борту Ил-38. Речь идёт о поисково-прицельной системе «Беркут-38», Магнитометре АПМ-73 и радиогидроакустических буях (РГБ), предназначенных для излучения, приёма и ретрансляции по радиоканалу гидроакустических сигналов. 

Они применяются с целью обнаружения подводных лодок и других подводных объектов противника, а также для связи со своими подводными лодками. После попадания в воду буи приводятся в рабочее положение. Из днища поплавка приёмник или передатчик гидроакустических колебаний опускается на кабеле на глубину. Принятый сигнал по УКВ-радиоканалу ретранслируется на самолёт. Дальность обнаружения субмарины противника в активном режиме составляет 2 км, в режиме шумопеленгования — 1,5 км. Вес буя — 185 кг. 

Панорамная радиолокационная станция «Беркута-38» используется для работы с маяками-ответчиками гидроакустических буёв, сбрасываемых с самолета. Она имеет функцию стабилизации по крену и тангажу и включает в себя самолётное приёмно-индикаторное устройство (СПИУ), предназначенное для контроля работы выставленных РГБ, бортовую цифровую вычислительную машину БЦВМ «Пламя», блок связи с бортовой ЦВМ, панель географических координат (ПГК) и пульт ввода данных (ПВД).

Цифровая вычислительная машина ЦВМ-264 решает логические задачи, возникающие при поиске и сопровождении вражеской субмарины. Она также автоматически управляет движением самолёта посредством автопилота и рассчитывает место субмарины-нарушителя по данным от буёв. В ней заложены алгоритмы обработки радиолокационной информации, управления РЛС при автосопровождении цели и выдачи сигналов на открытие бомболюков. Сброс средств поиска и поражения выполняется после обработки данных автоматически. Вычисляется и вероятность поражения цели выбранными средствами.  

На вооружении Ил-38 помимо ненаправленных радиогидролокационных буёв РГБ-1, пассивных направленных РГБ-2, автономных гидроакустических пассивно-активных станций РГБ-3, имеются и специально разработанные гидроакустические буи с долговременной памятью «Яуза», рассчитанные на нахождение в море до двух месяцев и периодическое считывание информации с пролетающего самолёта. 

Словом, лучше американским и английским субмаринам за наши буи не заплывать. Найдут, передадут сигнал на борт и ЦВМ откроет бомболюки…


***

Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, специально для GoArctic



далее в рубрике