Сейчас в Архангельске

19:12 5 ˚С Погода
18+

Северяне в составе средиземноморской эскадры

ВМФ России сосредотачивает в Средиземноморье ударные силы в составе шести больших десантных кораблей (БДК) Северного и Балтийского флотов.

Вооруженные силы Вмф россии
Владимир Ераносян
13 февраля, 2022, 09:22

Северяне в составе средиземноморской эскадры
Фото: пресс-служба Северного флота


Северный десант идет

Одновременное стягивание корабельных ударных группировок США и России в Средиземное море весьма пугает расположенные здесь страны. Соединенные Штаты послали в Средиземноморье ударную группу во главе с атомным авианосцем USS Harry S. Truman. 

ВМФ России сосредотачивает здесь ударные силы в составе шести больших десантных кораблей (БДК) Северного и Балтийского флотов, в том числе пять единиц БДК проекта 775 водоизмещением 3450 тонн, способных высаживать на берег по 340 десантников и по 10 единиц боевой техники каждый, и БДК «Пётр Моргунов» проекта 11711, принятый в состав Северного флота чуть больше года назад. 

«Петр Моргунов» — это новейший большой десантный корабль Северного флота. Он имеет водоизмещение 6600 тонн, на борту размещается авиационная группа в виде двух транспортно-боевых вертолетов. Они находятся в палубном ангаре. Десантовместимость нового БДК составляет 13 основных боевых танков либо 36 бронетранспортеров. По количеству морских пехотинцев, которые могут сойти из десантного отсека по аппарели на берег, «Петр Моргунов» не уступает кораблям проекта 775.

Ордер десантных кораблей будет находится под надежным прикрытием ракетного крейсера «Маршал Устинов» Северного флота России и флагмана Тихоокеанского флота ракетного крейсера «Варяг». Эти крейсеры проекта 1164 водоизмещением 11450 тонн называют убийцами авианосцев. Основной задачей этих мощных боевых кораблей с ракетным оружием является придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов. 

Они могут наносить сокрушительные удары по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, решать задачи коллективной ПВО соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов. Также корабли проекта 1164 эффективны в борьбе с подводными лодками противника и поддержке десантов, в том числе с помощью массированного обстрела побережья, занятого противником.

5-ая Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ России на время маневров также пополнилась новейшим фрегатом проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» Северного флота, принятым в состав флота в 2020 году, большим противолодочным кораблем БПК «Вице-адмирал Кулаков» Северного флота, известный тем, что 25 октября 2021 года его экипаж предотвратил захват пиратами гражданского судна в Гвинейском заливе, и буксиром СБ-406, также прибывшим в Средиземноморье с Крайнего Севера России.



Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков». Фото: пресс-служба Северного флота


Силы всех флотов в едином ордере

2 февраля в Средиземноморье через Суэцкий канал в составе отряда Тихоокеанского флота зашел флагман «Варяг» в сопровождении противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и большого морского танкера «Борис Бутома». По пути они успели провести совместные учения в Аравийском море с боевыми кораблями Китая и Ирана.

Усиление 5-ой эскадры в Средиземном море, где на постоянном боевом дежурстве находятся корабли и подводные лодки Черноморского флота, входящие в состав оперативного соединения ВМФ с базой в сирийском порту Тартус, происходит одновременно с учениями в акватории Черного моря, в которых задействовано свыше 20 боевых кораблей и судов. Все учения носят плановый характер. 

По словам министра обороны России Сергея Шойгу, крупные учения в Средиземноморье «будут проводиться на постоянной основе». Причем на маневры будет привлекаться крупная межфлотская группировка ВМФ, способная автономно решать широкий круг задач с учетом меняющейся обстановки. 

Речь идет об оперативном реагировании на военные угрозы и способности быстрого перемещения сил флотов как по внутренним водным артериям, если речь идет о малых ракетных кораблях, ракетных, артиллерийских и десантных  катерах, так и о переброске сил флотов  в составе ордеров в дальних морских походах. 


Лукавство Пентагона

Удивительно, что Пентагон устами своего официального представителя Джона Кирби заявил, что в США обеспокоены наращиванием российской военной активности в Средиземном море. Эту показную озабоченность высказывает ведомство, которое на собственном сайте опубликовало новую стратегию ВМС США, подписанную в том числе начальником военно-морских операций адмиралом Майклом Гилдеем. В ней черным по белому написано о том, что ВМС США должны установить в мировом океане свое доминирующее положение. 

Что это, как не продолжение политики канонерок — дипломатии,  при осуществлении которой используется демонстративная проекция силы с применением военно-морского флота. Это выражение стало крылатым именно благодаря усилиям Вашингтона и ныне связано с любой практикой использования военно-морских сил во внешнеполитических целях.

В этом смысле за американцами не угнаться. Они не скрывают своих целей и цинично озвучивают их на весь мир, включая страны, обладающие менее сильными военно-морскими силами, априори не имеющими права на адекватный ответ. 

Ответ России на агрессивные планы США стать монопольными владельцами мирового океана, собирающимися интернационализировать Северный морской путь, являющийся национальной транспортной артерией России, использовать Черное море для ведения разведывательной деятельности в интересах режимов, собирающихся воевать с Россией, не заставит себя ждать. 



Большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц». Фото: Минобороны России


Учения в Средиземном море с привлечением сил всех флотов — это часть маневров, запланированных на январь-февраль 2022 года в соответствии с планом подготовки Вооруженных сил России. Именно так интерпретируют маневры в Минобороны России. Да, они проходят на фоне обострения отношений между Россией и США. Но проверка боевой готовности корабельных группировок и слаживание экипажей в условиях дальних походов — первостепенное дело боевой учебы и повседневной боевой работы. 

Учений ВМФ России в январе-феврале 2022 года будет много, в общей сложности в них должны будут принять участие 140 боевых кораблей и судов обеспечения, свыше 60 летательных аппаратов и 1 тысяча единиц военной техники, а также порядка 10 тысяч военнослужащих. При этом учения в Средиземном и Черном морях связаны единым замыслом. По утвержденному плану маневров, помимо ударных и противолодочных задач, будут отработаны вопросы спасения людей на море и оказание помощи терпящим бедствие кораблям.

Россия отвечает американцам той же монетой, ведь, по заявлению Пентагона, маневры Neptune Strike, в которых примет участие атомный авианосец ВМС США «Гарри Трумэн», никак не связаны с нагнетанием военной истерии на Украине и прогнозами Вашингтона по поводу эскалации на Донбассе. 

Как заявил Джон Кирби, озвучивая планы военно-морских маневров США, намеченных на февраль, учения «не рассчитаны на сценарии, которые могут разыграться в отношении Украины». К слову, в начале марта НАТО проведет военные учения Cold Response за Северным полярным кругом. В них примут  участие 35 тысяч военнослужащих из 28 государств. Быть может, в Вашингтоне и Брюсселе думают, что Северный флот не справится с защитой Российской Арктики без отряда кораблей, отправленных в Средиземное море. 

Наверное, там плохо следят за новостями. На Новой Земле успешно завершились стрельбы из оперативно-тактических комплексов «Искандер-М», переброшенных военно-транспортной авиацией из Центральной России в Арктический регион…


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике