Сейчас в Мурманске

02:18 0 ˚С Погода
18+

Шпицберген: международно-правовой статус

Шпицберген Международное право Правовой статус Внешняя политика
29 января, 2018, 20:17

Шпицберген: международно-правовой статус

"Шпицберген" в переводе с голландского – острые угоры. В норвежском толковании – Свальбард, в древнерусском – Грумант. Это арктический архипелаг площадью свыше 61 тысяч кв. км в западной части Северного Ледовитого океана. Включает три крупных острова: Западный Шпицберген, Северо-Восточная земля, Эдж – и более одной тысячи средних и мелких островов. Принадлежит Норвегии. Численность населения имеет выраженную наклонность к снижению. В сравнении с 1982 годом она сократилась с 3,9 тыс. до 2,6 тыс. человек.

Кто открыл Шпицберген? Уместно вспомнить об открытии Америки: официальные лавры первооткрывателя в 1492 году достались Христофору Колумбу, в то же время археологические данные свидетельствуют о посещении викингами американского континента за 500 лет до этого события. Официально принято считать, что Шпицберген в 1596 году открыли голландцы Я.Гемскерку и В.Баренц. Некоторые же источники отдают пальму первенства норвежцам. Они достигли островов Свальбард в 1194 году, а русские поморы появились у берегов Шпицбергена – Груманта в XV веке. Остатки строений поморских мореходов датируются серединой XVI века.

Первые попытки установления административно-правового контроля над территорией Шпицбергена отмечены с 1610-х годов со стороны Датско-норвежского союзного государства.  Русское государство в XVI – XIX веках своим северным фасадом (административный центр Холмогоры – Архангельск) не оставляло без внимания побережье Шпицбергена. Сюда регулярно устремлялись поморские лодьи и возводились зимние стоянки для охоты на морского и пушного зверя. Существенный вклад в исследовании Груманта внесла русская трёхлетняя экспедиция (1764 – 1766 гг.) В.Я. Чичагова.

В XIX – начале XX веков сформировались три основных направления использования международным сообществом территории Шпицбергена. Первое. Для кито-зверобойного, рыбного и пушного промыслов. Второе. Шпицберген как базовый пункт для формирования экспедиций на Северный полюс. Третье. Разработка полезных ископаемых – прежде всего каменного угля, а также мрамора, фосфоритов. Лидирующие позиции по исследованию и использованию территории Шпицбергена занимают две страны: Норвегия и Россия, обладающие равным правовым статусом в отношении Шпицбергена. Это  было подтверждено в обмене дипломатическими нотами в 1871-1872 гг. между Россией и унией Швеция-Норвегия.

В правовом плане особый интерес представляют 10 – 20-е годы XX века. В этот период состоялся ряд международных конференций о статусе Шпицбергена. В 1920 году на международной конференции в Париже США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция заключили договор о Шпицбергене,  согласно которому архипелаг переходит под полный сюзеренитет Норвегии. Странам-участникам договора предоставлялось равное право использования ресурсов архипелага. По принятому в Норвегии Закону «О Шпицбергенге» (1925 г.)  на архипелаге действует норвежское законодательство со своей спецификой, которую следует учитывать при ведении исследовательской и экономической деятельности. Это  безвизовый режим, безналоговая зона, запрет на военную деятельность, особая защита прав местного населения, охрана окружающей среды. Шпицберген имеет отдельный бюджет, который формируется министерством финансов Норвегии.

В 1935 году к договору присоединился Советский Союз и впоследствии образовал здесь для добычи каменного угля трест «Арктикуголь». К настоящему времени участников договора стало более 20 стран.  В 1947 году Норвегия признала, что СССР (сейчас РФ) также имеет право на осуществление особых экономических интересов.

Вместе с тем в договоре от 1920 года заложены определённые противоречия, что послужило основой для неутихающих споров Норвегии и России. Прежде всего, условия о равноправном доступе судов и граждан участников договора к рыбной ловле и охоте в местностях Шпицбергена и в их территориальных водах (ст.2, ст.3). Однако суверенитет  Норвегии над архипелагом по договору 1920 года ограничен только сушей (ст.1), что нашло отражение также в Законе Норвегии о Шпицбергене 1925 года. Заменив понятие «территориальное море» категорией «территориальные воды местностей Шпицбергена», авторы договора создали для Норвегии   правовые коллизии, что она не может обладать суверенитетом над  природными ресурсами в территориальных водах архипелага, что в территориальных водах Шпицбергена не требуется её согласия на научные исследования других стран и действует принцип свободы для мирного прохода судов.

Критическая полемика в адрес Норвегии со стороны СССР (России) и Исландии велась также по поводу создания зоны охраны рыбных ресурсов вокруг Шпицбергена. Ссылки норвежской стороны на Королевский декрет Норвегии 1961 года, на Королевский декрет 1977 года и на Закон об экономической зоне от 17.12.1976 года некорректны по ряду позиций. К примеру, в Законе о рыболовной границе Норвегии 1966 года не упоминается о запретной зоне вокруг Шпицбергена. Нет упоминания о рыболовной зоне Шпицбергена и в Законе об экономической зоне Норвегии от 17.12.1976 года. Тем не менее Норвегия не отменила зону охраны рыбных ресурсов вокруг Шпицбергена. Шагом вперёд можно считать подписание 11 января 1978 года Норвегией и СССР протокола о временных правилах рыболовства в смежном участке Баренцева моря, в соответствии с которым каждая из двух сторон «будет воздерживаться от любого контроля выполнения правил регулирования рыболовства в отношении судов под флагом другой стороны».

Длительное время шли споры с Норвегией о наличии у Шпицбергена континентального шельфа и имеет ли норвежская сторона приоритеты в его разработке. Договор от 1920 года (ст.3) на условиях полного равенства разрешал странам-участникам договора и их гражданам заниматься не только рыболовством и охотой, но и любыми судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями. Из этого следует, что согласия на эти виды деятельности от Норвегии не требуется. В то же время норвежская сторона не вправе вводить новые морские зоны или границы (исключая территориальные зоны), а значит, неправомочна владеть континентальным шельфом архипелага. Принципиально важным в этом случае является введение Королевским декретом от 20.03.1988 года  постановления «О мерах безопасности при разведке и разведочном бурении на залежи углеводородов на Шпицбергене», в котором подчёркивается его применение (ст.2) «в тех районах, где залежи углеводородов могут находиться на территории Шпицбергена и на его шельфе в пределах территориальных вод». Здесь правовая нестыковка и в том, что континентальный шельф может находиться не в пределах территориального моря, а за его внешней границей. Пренебрегая договором от 1920 года и собственными правовыми актами, Норвегия в 1997 – 98 годах закрыла промысел для российских рыболовных судов. Более того, Норвегия разработала Горный устав, в котором использовались принципы национального горного законодательства, восходящие ещё к 1841 году, в противовес принципам интернализации, равенства международного права, вытекающим из договора 1920 года.

Прорывом в многолетних спорах с Норвегией стало подписание 15 сентября 2010 года в Мурманске Договора между Норвегией и Россией «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море  и Северном Ледовитом океане» (Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» от 05.04.2011 №57-ФЗ). Стороны по-новому подошли к разграничению морских пространств, используя политический подход, разделили спорную зону на две равные части и обязались не выходить за установленную линию разграничения. Она – линия разграничения спорных морских территорий – позволяет каждой из сторон устанавливать технические требования к судам в зоне своей юрисдикции в пределах двухсот морских миль от материковой части России и Норвегии (ст.3). 

Договор впервые разрешает и регулирует спорную проблему по совместному использованию трансграничных месторождений углеводородного сырья (ст.5) как простирающихся за линию разграничения. Для совместной эксплуатации трансграничного месторождения необходимо заключение соглашения между сторонами. Структура соглашения сторон по позициям изложена в приложении II к Договору: географические координаты расположения трансграничного месторождения, его географические,  геофизические и геополитические характеристики, взаимные обязательства сторон при разработке данного месторождения. Возникающие разночтения сторон, спорные вопросы, связанные с эксплуатацией трансграничного месторождения регулируются в ходе переговоров или в арбитражном суде ad hoc. При несовпадении мнений по распределению месторождения углеводородов консенсус достигается с помощью независимого эксперта. Договор обращает внимание на необходимость охраны окружающей среды, на предосторожный подход к сохранению, управлению, использованию совместных рыбных запасов в целях защиты морской среды и биоресурсов. Договор подвёл правовую черту под сорокалетним противостоянием Норвегии и России о спорных участках в Баренцевом море.

Таким образом, Россия (Советский Союз, Россия) в силу геополитического положения сыграла и продолжает играть свою роль в международно-правовом статусе Шпицбергена, во взаимоотношениях с Норвегией и другими странами Арктического региона разрешает спорные вопросы на основе международных договоров. При этом современная Россия имеет свои стратегические экономические интересы как в регионе Шпицбергена – Баренцева моря, так и в Арктике в целом. Сегодня арктический потенциал обеспечивает около 11% национального дохода России, поскольку здесь добывается более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. Прогнозируемый объём углеводородов в зоне экономического влияния РФ в Арктике равен 5 млрд. тонн условного топлива. Присутствие России в Арктике имеет прямое отношение к нашей безопасности, к решению жизненно важных вопросов развития страны.

 

Автор: Альберт Васильевич Сметанин, 

доктор экономических наук, профессор, 

заместитель председателя совета ректоров Архангельской области

далее в рубрике