Складывающий крылья Су-33 скоро их расправит
Вот уже десять лет продолжается активная модернизация палубной авиации ВМФ, в частности истребителя Су-33
Фото: avia-history.ru
На какую палубу приземлится модернизированный Су-33?
Пока среди экспертного сообщества идёт непрекращающаяся дискуссия по поводу того, нужны ли России авианосцы, или следует тратить деньги на более реалистичные программы по строительству субмарин, корветов и малых ракетных кораблей, вот уже десять лет продолжается активная модернизация палубной авиации ВМФ, в частности истребителя Су-33.
Этот факт является косвенным доказательством заинтересованности флота в совершенствовании этих летательных аппаратов, а значит и в том, чтобы авианосный флот России был возрождён.
Несмотря на то, что авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», единственный на сегодня авианосец в составе ВМФ России, до 2022 года находится на плановой модернизации, палубная авиация Северного флота – а это два корабельных истребительных авиаполка — продолжает интенсивную боевую подготовку.
Особая роль в поддержании состояния постоянной боеготовности отводится подготовке летчиков 14-ти палубных истребителей Су-33, 23-х палубных истребителей МиГ-29К, учебных самолётов и ударных вертолётов Ка-52К.
Напомню, крыло истребителя Су-33 выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе авианесущего крейсера и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение на Су-33 изначально было нескладывающимся, и ширина самолёта составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у палубного МиГ-29 К. Однако с применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 40 сантиметров меньше МиГа.
Корпорация Сухой уже с 2002 года проводит модернизацию этих боевых машин до уровня Су-33М. Уровень Су-33М предполагает расширение функций при выполнении задач по разведке, целеуказанию и уничтожению наземных и морских целей.
В частности, модернизация включает замену двигателей на новые, с ресурсом на 1500 взлётов и посадок, установку систем спутниковой навигации ГЛОНАСС, высокоточной системы бомбометания, станции предупреждения об облучении Л-150 «Пастель», замену приборного оборудования кабины.
Фото: testpilots.ru
Происходит и плановая установка новейших более мощных двигателей АЛ-31Ф-М1, имеющих увеличенную до 13500 килограмм тягу в режиме форсажа (для сравнения – «базовый» двигатель АЛ-31Ф 3-й серии, которыми оснащались Су-33, имел тягу в 12800 кг). Кроме того, новый двигатель имеет увеличенный до 2000 часов общий ресурс и до 1000 часов – межремонтный, он обладает меньшим по сравнению с «базовым» двигателем расходом топлива, более совершенной цифровой системой управления. Общая ёмкость баков Су-33 – 12100 литров керосина.
Самолёт имеет возможность дозаправляться в воздухе. Причём роль заправщика может выполнить сопровождающий самолет Су-33. В воздушном режиме заправки самолёт может получить 6 тонн топлива.
Судьба украденных чертежей
Свежи в памяти воспоминания о том, как в 90-ые годы на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве буквально разделали под ноль авианосцы проекта 1143 «Кречет», тайно передав Китаю чертежи и технологии для достройки авианесущего крейсера «Варяг», как в 2001 году украинцы продали Китаю и опытный палубный истребитель Т10К-7 (прототип Су-33).
После этой продажи конструкторы из Поднебесной досконально изучили доставшуюся им за бесценок передовую боевую машину, в результате чего на свет появился истребитель палубной авиации «Шэньян» J-15.
Правда, серийное производство «Шэньяна» из-за сложностей при реализации технологии складывающегося крыла началось лишь в 2013 году, то есть через 24 года после запуска в серию оригинального российского Су-33. С тех пор наша машина неоднократно модернизировалась. Успеть за российскими авиастроителями не так-то просто. Особенно сегодня.
Глубокая модернизация Су-33 проводится на авиационном заводе «Сухого» им. Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и силами 20-го авиаремонтного завода в г. Пушкине.
Кстати, китайский клон Су-33, конструкция J-15, не предполагает заправки в воздухе, а разработанные для J-15 китайские двигатели WS-10 не отличаются надежностью, они недостаточно мощные, чтобы самолёт мог реализовать свой потенциал с максимальной боевой нагрузкой.
Не лишним будет отметить, что максимальная боевая нагрузка российского Су-33 составляет 6,5 тонн (на полтонны больше, чем у китайского аналога). Для поражения наземных целей и оказания огневой поддержки войскам наш самолёт может нести до 80-ти неуправляемых 80 мм ракет, либо 20-ти 122-миллиметровых ракет, либо четыре ракеты калибра 266 мм.
Фото: авиару.рф
Спасённый однажды возродится вновь
27 июля 2003 года, в День Военно-Морского флота и 70-летия со дня основания Краснознамённого Северного флота, в Североморске на площади Сафонова был открыт бронзовый бюст легендарному лётчику-снайперу палубной авиации, Герою России Тимуру Апакидзе.
Именно этот человек 26 сентября 1991 года стал первым из российских морских лётчиков, кто совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33.
Тимур Апакидзе сыграл в лихие 90-ые годы одну из ключевых ролей в сохранении авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в составе ВМФ России после распада СССР. Вместе с единственным оставшимся в составе ВМФ авианосцем на Север тогда перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня инженеров и техников.
После перевода на Северный флот Апакидзе был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки — старшим лётчиком смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ. Несмотря на то, что в те годы средств на содержание палубной авиации катастрофически не хватало, Тимур Апакидзе поставил задачу во время учебно-тренировочных полетов сажать самолёты на палубу, чтобы авианосец не разделил участь недостроенных кораблей того же класса и не пошёл на металлолом, а летчики не утратили навыки боевой работы. По факту, палубная авиация была спасена именно в те годы, благодаря усилиям наших летчиков-асов.
Сегодня времена, безусловно, изменились. Переоснащение флота, усиление его ударной мощи, реализация программы Верховного главнокомандующего о перевооружении армии и флота до 2027 года идет наращиваемыми темпами.
Учитывая активизацию работ по модернизации палубных истребителей, можно с уверенностью сказать, что наши конструкторы, военные моряки и лётчики верят в возрождение полноценного авианесущего флота России. Ну, а тренировки и учения над Баренцевым морем — само собой разумеющееся…
***
Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, специально для GoArctic