Сквозь льды Северного Ледовитого океана
Советские арктические капитаны в отечественной филателии.
Первый в мире русский ледокол «Пайлот» на марке Почты СССР 1976 года. Фото из архива автора
В предыдущих публикациях «Лица Арктики» на GoArctic я уже рассказывал об отечественных исследователях и покорителях полярных широт, отраженных на почтовых марках, конвертах, карточках, открытках, штемпелях спецгашений, по которым (и это без преувеличения!) можно изучать историю освоения северных территорий нашей огромной страны. В том числе и о моряках. Сегодня речь пойдет о советских арктических капитанах ледоколов и атомоходов, внесших свой существенный вклад в освоение Заполярья.
Всё начиналось с «Пайлота» и «Ермака»
Конечно, прежде чем начать рассказ о капитанах, я бы вспомнил двух человек в истории, без которых не было бы этих северных ледовых походов.
Первый – русский судовладелец и судостроитель Михаил Осипович Бритнев (1822 1889), который создал первое в мире ледокольное судно. В 1864 году, чтобы продлить навигацию на линии без прорубания канала во льду, он переоборудовал свой пароход «Пайлот» в ледокольное судно. Удачная эксплуатация «Пайлота» побудила Бритнева построить второе подобное судно – «Бой».
Картмаксимум с маркой Почты России 2022 года, посвященный 200-летию со дня рождения М.О. Бритнева – создателя первого в мире ледокола «Пайлот»
Конверт Почты России с маркой и спецгашением 2022 года, посвященные 200-летию со дня рождения М.О. Бритнева – создателя первого в мире ледокола
Второй – вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848–1904), создатель первого в мире арктического ледокола океанского класса «Ермак», который высоко ценил Бритнева и считал его своим предшественником. Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути, а в 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1973 года, посвященный вице-адмиралу С.О. Макарову
Марка Почты СССР 1989 года, посвященная вице-адмиралу С.О. Макарову
Ледокол «Ермак» на марке Почты СССР 1976 года. У судна была долгая жизнь – с 1899-го до 1965 года
Первым капитаном «Ермака» был российский военный моряк Михаил Петрович Васильев (1857–1964), ученик и соратник вице-адмирала С.О. Макарова. В 1899 году на Шпицбергене морякам «Ермака» даже удалось установить Вековую метку. В 1901 г. «Ермак», ведомый Васильевым, и вновь под руководством Макарова осуществил попытку экспедиции в Карское море. К сожалению, личность М.П. Васильева не отражена в филателии. А вот некоторым его последователям на капитанском мостике «Ермака» (всего их было 18) в этом смысле повезло больше.
Один из них – капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих экспедиций в Арктике Владимир Иванович Воронин (1890–1952). В 1926 г. Воронин стал капитаном ледокола «Георгий Седов». В этом качестве в 1928 году он принимал участие в поисках экипажа итальянской экспедиции У. Нобиле. В 1929-1930 гг. «Георгий Седов» под управлением Воронина принял участие в научных экспедициях академика Отто Шмидта. Тогда была организована первая полярная станция Бухта Тихая на острове Гукера в центральной части Земли Франца-Иосифа. Также исследователи открыли в северо-восточной части Карского моря неизвестные ранее острова, названные в честь участников экспедиции, в том числе Владимира Воронина. В 1932 году ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием В. Воронина выполнил под руководством О.Ю. Шмидта первый в мире сквозной переход по Северному морскому пути за одну навигацию (2 месяца и 5 дней). Экспедиция была трудной: в Чукотском море во льдах был обломан гребной винт парохода, однако экипаж под командованием В.Воронина установил паруса, и судно дошло до Берингова пролива своим ходом. За этот героический рейс Воронин был награждён первым орденом Ленина.
В 1933–1934 годах Воронин – капитан парохода «Челюскин», раздавленного льдами. Об этой эпопее и ее отражении в филателии я писал уже не раз. Скажу лишь, что Владимир Воронин последним сошел на лед после гибели судна «Челюскин» и последним был вывезен самолетом из лагеря челюскинцев. Воронин – первый в мире ледовый капитан, которому при жизни посвятили почтовую марку.
Марка Почты СССР 1935 года из знаменитой «челюскинской» серии, посвященная В.И. Воронину
В 1934 году Владимир Иванович был назначен капитаном ледокола «Ермак». В январе 1938 г. он участвовал в эвакуации полярных исследователей с первой советской дрейфующей полярной станции «Северный полюс – 1». В дальнейшем он продолжал свою работу в Арктике и Антарктике.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1990 года, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Воронина, со штемпелем Музея Арктики и Антарктики
Еще одним капитаном «Ермака» был Михаил Яковлевич Сорокин (1879–1955) из когорты самых выдающихся полярных судоводителей. В 1929 году, будучи капитаном ледокола «Красин», он впервые в истории осуществил проводку через Карское море 26 пароходов. В течение нескольких последующих лет Сорокин был групповым капитаном Карских и Ленских экспедиций, одновременно являясь членом Комиссии по наблюдению за строительством первых мощных советских ледоколов типа «Иосиф Сталин». Весной 1938 г. он стал капитаном «Ермака», которым командовал до 1947 г., а также в 1950–1951 гг.
Навигация 1938 г. оказалась очень непростой. В Арктике зимовало пять караванов судов, оставшихся там после тяжелой и неудачной навигации прошлого года. Кроме того, в Центральном Полярном бассейне дрейфовали ледокольные пароходы «Малыгин», «Садко» и «Седов». Во время операции по освобождению «Малыгина» и «Садко» «Ермак» под управлением М.Я. Сорокина установил новый рекорд, достигнув в свободном плавании 83° 06’ северной широты. От этой точки до Северного полюса оставалось 420 миль. Всего за навигацию 1938 г. «Ермак» прошел 13 000 миль, из них 2617 – во льдах, освободив при этом 17 зимовавших пароходов. К сожалению, почтовой марки или конверта М.Я. Сорокин не удостоился в отличие от прославивших его имя ледоколов «Ермак» и «Красин».
Ледокол «Красин» на марке Почты СССР 1976 года
Ледокол «Красин» на марке Почты России 2017 года
Конверт с маркой и спецгашением 2017 года, посвященными 100-летию ледокола «Красин»
Конверт с маркой и спецгашением 2017 года, посвященными 100-летию ледокола «Красин»
Обратив внимание на ледокол «Красин», нельзя не вспомнить Михаила Прокофьевича Белоусова (1904–1946) – капитана дальнего плавания, Героя Советского Союза, в 1940-1946 годах – руководителя Арктического флота СССР. В 1935 году по рекомендации ЦК ВЛКСМ Белоусов был переведён на Север и назначен капитаном ледокола «Красин». В 1937–1940 годах руководил проводкой судов в восточном секторе Северного морского пути (СМП). В 1939–1940 годах был капитаном ледокола «Иосиф Сталин», совершил за одну навигацию два сквозных рейса по СМП. В 1940 году в экспедиции под руководством И. Д. Папанина вывел изо льдов дрейфовавший два года ледокольный пароход «Георгий Седов». В годы Великой Отечественной войны М.П. Белоусов руководил морскими перевозками в Арктике. Именем капитана Белоусова был назван ледокол, построенный в 1953 году.
На марке СССР 1940 года из знаменитой «седовской» серии – И.Д. Папанин и М.П. Белоусов на фоне ледокола «Иосиф Сталин»
Маркированный конверт Почты России 2004 года, посвященный 100-летию со дня рождения М.П. Белоусова
Конверт со спецгашением Почты России 2004 года, посвященный 100-летию со дня рождения М.П. Белоусова
Ледокол «Капитан Белоусов» на марке Почты СССР 1978 года
Главную роль в знаменитой эпопее с двухлетним дрейфом ледокольного парохода «Георгий Седов», конечно же, сыграл известный капитан дальнего плавания, исследователь Арктики, стоявший за штурвалом «Седова», Константин Сергеевич Бадигин (1910–1984). В 1935–1936 годах он ходил по Северному Ледовитому океану на ледоколе «Красин» третьим помощником капитана М.П. Белоусова. В 1937 году – второй помощник на ледокольном пароходе «Садко», который 23 октября 1937 года был затёрт дрейфующими льдами вместе с ледокольными пароходами «Малыгин» и «Георгий Седов» в море Лаптевых.
18 марта 1938 года Бадигин был назначен капитаном ледокола «Георгий Седов», на котором остался дрейфовать (экипаж 15 человек). Когда спустя год капитану Константину Бадигину предложили покинуть поврежденный пароход, он ответил: «Я покину борт «Седова» только тогда, как он отшвартуется в родном советском порту». В итоге дрейф продолжался 812 суток и закончился в Гренландском море. Выдержав 156 сжатий и торошений льдов, «Георгий Седов» самостоятельно пришел в Мурманск в конце января 1940 года. Капитану ледокола К. С. Бадигину и остальным 14 участникам дрейфа было присвоено звание Героя Советского Союза. После зимовки Бадигин работал начальником в штурманско-навигационной службе Морского управления Главсевморпути.
На марках СССР 1940 года из знаменитой «седовской» серии – встреча И.Д. Папанина с К.С. Бадигиным, а также К.С. Бадигин и его помощник Д.Г. Трофимов на фоне «Георгия Седова»
Маркированный конверт со спецгашением Почты России 2010 года, посвященный 100-летию со дня рождения К.С. Бадигина
Маркированная односторонняя карточка Почты России 2010 года, посвященная 100-летию со дня рождения К.С. Бадигина
Эпоха атомных ледоколов
В конце 50-х годов прошлого века началась новая эра в освоении Арктики. Произошло это благодаря стараниям сотен ученых и специалистов, целых научных и производственных коллективов. Но одно имя все-таки следует назвать отдельно. Это – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, основатель, начальник и главный конструктор нижегородского Опытного конструкторского бюро машиностроения Игорь Иванович Африкантов (1916–1969). Именно он создал ядерный реактор для первого в мире советского атомного ледокола «Ленин». Только вот имя Игоря Курчатова знают все, а Игоря Африкантова, к сожалению, – немногие.
Конверт 2016 года, посвященный 100-летию со дня рождения И.И. Африкантова
Атомный ледокол «Ленин» – несомненный лидер в отечественной филателии. На марке Почты СССР он впервые появился ещё в 1958-м, за год до официального ввода в эксплуатацию. Почтовые марки, конверты, карточки, спецгашения, посвященные первенцу атомного флота, составляют большую отдельную коллекцию. Их – несколько сотен. Напомню лишь о некоторых. Тем более, что его история продолжается: с 1989 года атомоход «Ленин» действует на вечной стоянке в Мурманске, как корабль-музей.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» на марке Почты СССР 1958 года
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» на конверте Минсвязи и марке Почты СССР 1978 года
Почтовый конверт Минсвязи СССР 1989 года, посвященный 30-летию первой навигации атомного ледокола «Ленин», со спецгашениями места его вечной стоянки - Мурманска
Марка Почты России 2009 года, посвященная 50-летию первого в мире атомного ледокола «Ленин» и атомного флота страны
Первым капитаном атомного ледокола «Ленин» стал полярный мореплаватель Павел Акимович Пономарёв (1896–1973). Он работал в Арктике с 1928 года, был капитаном ледоколов «Ермак», «Красин», «Молотов», в годы Великой Отечественной войны обеспечивал проводку советских и иностранных кораблей в Белом море. После войны участвовал в разработке проекта атомохода «Ленин», на который 1 марта 1957 года и был назначен капитаном.
В 2009 году, к 50-летию атомного ледокола «Ленин», ФГУП «Атомфлот» совместно с «РОСАТОМФЛОТом» выпустили комплект из шести немаркированных почтовых карточек в обложке тиражом 1000 экземпляров. На одной из них – П.А. Пономарев
Следующим капитаном атомохода «Ленин» стал будущий Герой Социалистического Труда Борис Макарович Соколов (1927–2001). С 1951 года он работал на ледоколах «Илья Муромец» и «Сибиряков», затем – капитаном дизель-электрохода «Обь». С 4 ноября 1961 года – капитан атомного ледокола «Ленин». В 1961 г. его экипаж выполнил сложнейшую задачу – прошёл в район тяжёлых льдов в Чукотском море, доставил на паковую льдину экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». Всего на капитанском мостике «Ленина» Б. М. Соколов провёл во льдах более 2 000 судов. При его участии сформировалось большинство специалистов атомного ледокольного флота СССР.
Конверт 2012 года, посвященный капитану атомного ледокола «Ленин» Б.М. Соколову
Среди тех, кто успешно возглавлял атомоход «Ленин», – арктический капитан Юрий Сергееевич Кучиев (1919–2005). В Арктике он – с 1944-го, в годы Великой Отечественной войны служил в составе конвоев Северного флота. Затем несколько десятилетий был помощником капитана и капитаном семи арктических ледоколов. С 1964 года – капитан атомного ледокола «Ленин».
На конверте 2011 года – Ю.С. Кучиев и первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин во время посещения в 1965 году атомохода «Ленин»
В 1971 году Ю.С. Кучиев был назначен капитаном нового атомного ледокола «Арктика» (второго после «Ленина»), который 17 августа 1977 года первым в мире в надводном плавании достиг Северного полюса. Во время этого похода «Арктику» в воде, под толстым слоем льда, «на всякий случай» сопровождала советская торпедная атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш» с оперативно-тактическим номером К-438. Тогда об этом знали только Ю.Б. Кучиев и ещё четверо. В географической точке Северного полюса Юрий Сергеевич установил флаг СССР, в воду был опущен памятный вымпел. За этот поход Кучиев был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Почтовая карточка с оригинальной маркой Минсвязи СССР 1977 года, посвященная походу атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу и погашенная штемпелем этого судна
Ю.С. Кучиев умер 14 декабря 2005 года в Санкт-Петербурге. После похорон, по завещанию Юрия Сергеевича, его тело было кремировано. Прах легендарного капитана и умершей в 1999 году его жены был торжественно предан морю 19 августа 2006 года в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал».
Конверт 2009 года, посвященный Ю.С. Кучиеву и атомоходу «Арктика»
Маркированный конверт Почты России 2019 года и спецгашение, посвященные 100-летию со дня рождения Ю.С. Кучиева
…Это повествование можно продолжать, кажется, до бесконечности. Например, рассказать о капитане сразу трех атомных ледоколов – «Арктика», «Россия», «Ленин» (именно в такой последовательности) Александре Николаевиче Баринове и других мореходах, которые работают за Полярным кругом и по сей день. Но пока до них у почтового ведомства, видимо, руки ещё не дошли. А вот новые и строящиеся атомоходы уже появляются на марках и конвертах. Они станут новой страницей филателистической истории освоения Арктики.
***
Аркадий Романов, специально для GoArctic