Сейчас в Архангельске

21:44 1 ˚С Погода
18+

«Следы на снегу»: расследование КГБ в Якутской АССР

Фильм режиссера Адольфа Бегункера «Следы на снегу» по одноименному бестселлеру Георгия Брянцева демонстрирует оперативную деятельность советских комитетчиков: мудрого и опытного майора Романа Лукича Шелестова, самоотверженного лейтенанта Григория Петренко и умелой радистки Надежды Эверстовой.

История кино
Валерий Кондаков
18 марта, 2022 | 09:04

«Следы на снегу»: расследование КГБ в Якутской АССР

Надежда Эверстова и Иннокентий Быкадыров в засаде. Кадр из фильма «Следы на снегу».


13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР или просто КГБ. «Новоиспеченный» комитет стремился освободится от негативного наследия своих предшественников (ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ). Уже на следующий год после образования наряду с фильмами, где шпионов разоблачают обычные граждане («Яхты в море», «Опасные тропы», «В квадрате 45», «Случай с ефрейтором Кочетковым») были выпущены фильмы о профессиональных контрразведчиках: «Тень у пирса», «Следы на снегу».

Теперь доблестные комитетчики в своей массе на экране стали бороться не столько с «вредителями, троцкистами и недобитыми белогвардейцами», сколько с иностранными разведчиками и их уголовными подпевалами. Сотрудники КГБ стали похожи на Илью Курякина из «Агентов А.Н.К.Л.»: они стреляли из всех видов оружия, управляли различным транспортом, были обаятельными и находчивыми.

Фильм режиссера Адольфа Бегункера «Следы на снегу» по одноименному бестселлеру Георгия Брянцева демонстрирует оперативную деятельность советских комитетчиков: мудрого и опытного майора Романа Лукича Шелестова (Владимир Краснопольский), самоотверженного лейтенанта Григория Петренко (Владимир Гусев) и умелой радистки Надежды Эверстовой (Евгения Тэн). Кинокартина начинается с необычного эпизода: в купе поезда шпион обривает голову уголовнику, чтобы нанести на нее невидимыми чернилами шифровку для внедренного в советское общество агента.


https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/6509/417134.jpg

Необычный способ нанесения шифровки. Кадр из фильма «Следы на снег».


Связной Иван Шараборин прибывает в Якутскую АССР к Василию Белолюбскому (блистательный Олег Жаков) с заданием скопировать карту редкоземельных полезных ископаемых и прибыть к месту эвакуации. Исполнительный агент фотографирует карту, но при этом убивает случайно зашедшего в кабинет начальника экспедиции. Чтобы скрыть преступление промышленный шпион подбрасывает деньги, украденные из кабинета, местному алкоголику и (по совместительству) монтеру Василию.

При этом местный охотник-якут Иннокентий Быкадыров находит возле своего жилища свою же трубку, которую обронил бывший местный житель, а ныне уголовник и связной Шараборин. Прибывшая в геологический поселок опергруппа моментально устанавливает преступников: Быкадыров сообщает о Шараборине, майор Шелестов устанавливает невиновность Василия: деньги подбросили через прямой дымоход (отмечу, что такое сооружение печи – нонсенс для зимних таежных условий) и вычисляет шпиона. Им оказывается специалист отдела снабжения Белолюбский, приехавший три года назад из бухты Тикси. Он единственный хотел срочно выбраться из геологического поселка, чтобы вместе с секретной картой улететь за границу. Шелестов делает пару запросов в соответствующие инстанции, которые подтверждают шпионскую сущность снабженца.


https://www.kino-teatr.ru/acter/album/15230/421573.jpg

Иностранцы летят к своему агенту. Кадр из фильма «Следы на снегу».

Итак, дело раскрыто, но «Следы на снегу» – это не детектив, а шпионский боевик. Расследование закончено, начинается преследование. Главное – поймать шпиона и его связного, которые рвутся к Кривому озеру, откуда их должен забрать самолет. Преступники приходят к эвенку Очурову и обманом забирают его оленей. Начинается погоня: четверо нарт, управляемые Быкадыровым, Шелестовым, Петренко и Эверстовой, преследуют две упряжки Шараборина и Белолюбского. Понятно, что местные жители легко управляются с животными, Шелестов – майор и бывший партизан, он все умеет, но где научились взаимодействию с оленями Петренко и Эверстова? Позднее выясняется, что Быкадыров был знаком с дедушкой Эверстовой, они вместе служили еще в Красной гвардии, стало быть Надежда – местная якутка или эвенкийка, о чем говорит азиатский разрез глаз (актриса имела корейское происхождение). Ну а Петренко – просто суперагент. В конце фильма он будет управлять американским самолетом, а не то что оленями.

Шараборин пытается сбить преследователей со следа, он «крутит восьмерки» по снегу, но его план разгадывает мудрый якут Быкадыров. Решено оставить местного и радистку в засаде, но хитрые преступники обманывают их, и во время преследования убивают Быкадырова. Остались трое против двух.


https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/6509/417117.jpg

Шараборин и Белолюбский. Кадр из фильма «Следы на снегу».

Преследователи разделяются на две группы. Петренко и Эверстова напарываются на мину, и радистка попадает в ледяную воду. Впрочем, лейтенант спасает ее и между ними начинают зарождаться любовные чувства.

Шпион и бандит заночевали в охотничьем балагане, где Белолюбский спаивает Шараборина и уезжает на оленях на Кривое озеро. По его следу отправляется майор КГБ. Шараборин продолжает путь на лыжах, а за ним устремляется лейтенант. Лыжная погоня показана в фильме зрелищно, сопоставимо с лучшими образцами пасьют-фильмов. В итоге Петренко настиг беглеца и дважды применил к нему приемы из арсенала самбо, на борцовском сленге именуемые «самолетик» (бросок через себя с упором ноги в живот) и «мельница» (бросок с захватом руки и ноги). Враг, несмотря на свою коварную сущность, был повержен.

Тем временем Белолюбскому удалось перебраться через сопку и зажечь сигнальные костры для приземления самолета. Однако майор Шелестов натравил на шпиона овчарку Быкадырова, а позднее они с лейтенантом арестовали экипаж самолета: летчика и еще одного агента. Надежда передала по рации сигнал о завершении операции и довольные комитетчики с пойманными шпионами улетели на трофейном самолете.


https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/6509/417133.jpg

Петренко за штурвалом американского самолета. Кадр из фильма «Следы на снегу».

В фильме достаточно много нелогичных поворотов («сюжетных костылей»): если бы Шараборин не потерял трубку Быкадырова украденную у него же возле его же дома, то раскрыли бы дело? Если бы профессор Кочнев по неизвестной причине не зашел в свой кабинет ночью, то шпионский умысел так остался бы не раскрытым? Главное: зачем иностранцам карта наших полезных ископаемых? Что за промышленный шпионаж? Капиталисты хотели заполучить наши арктические земли в концессию?

На все эти вопросы нет ответов, да они и не нужны… Как детектив «Следы на снегу», безусловно, слаб, но как шпионский боевик, где пол фильма занимает погоня, да еще и на оленьих упряжках и лыжах, он вполне с интересом смотрится и сегодня.

Интересно, что снимался фильм в Мурманской области, в Хибинах, возле озера Малый Вудъявр. Почему место действия кинокартины не перенесли туда: саамы бы помогали комитетчикам, граница недалеко, поэтому эвакуация агента на самолете представлялась бы логичной. Тем не менее, местом действия была выбрана Якутия: Быкадыров прямо назван якутом, Белолюбский прибывает из бухты Тикси. Кстати, Мурманская область неоднократно «играла роль» Якутии, вспомнить хотя бы фильм Балабанова «Река».


https://img05.rl0.ru/afisha/e1808x1016p0x0f809x463q65i/s4.afisha.ru/upload/1680945/gOKdpqaI_FLxAWozUdEwIgRaSSfgFC_48Az3i0uUrbM.jpg

Колхозник-оленевод Очуров. Кадр из фильма «Следы на снегу».

Вероятно, важно было показать именно жителей Якутской АССР в качестве важных участников расследования КГБ: ведь если бы якут-охотник, ветеран-красногвардеец Быкадыров не нашел трубку и не принес ее майору, если бы эвенк Очуров не противодействовал шпионам (за что получил удар ножом и «окрасил» снег), то, возможно, преступникам бы удалось улизнуть за кордон. Да и радистка Надежда Эверстова – уроженка тех мест, прошедшая школу КГБ, доказала свою полезность для опергруппы.

Помимо красот Мурманской области в фильме стоит обратить внимание на американский самолет А-20 «Бостон» и короткий десантный «Пистолет-пулемет Судаева-43», нечасто эти образцы техники и вооружения мелькают в наших фильмах.


https://www.kino-teatr.ru/acter/album/16327/421552.jpg

Быкадыров с овчаркой. Кадр из фильма «Следы на снегу».

К сожалению, больше фильмов про эту «комитетскую троицу» (Шелестов-Петренко-Эверстова) не выходило, а то они смогли бы конкурировать с МВД-шными ЗнаТоКами (Знаменский-Томин-Кибрит), да и с международными агентами А.Н.К.Л. (Соло-Курякин-Теллер).


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике