Сейчас в Мурманске

11:11 0 ˚С Погода
18+

События Беломорска в Карелии: масштабное благоустройство, реконструкция станции и открытие музеев-бункеров

Беломорск – место особое, сложное, не раз отмеченное историей: от Соловков до Беломорканала и Мурманстройки

Городское благоустройство в арктике Северные города История
Анна Щетинина
4 августа, 2023 | 22:48

События Беломорска в Карелии: масштабное благоустройство, реконструкция станции и открытие музеев-бункеров

Фото: t.me/belomorsk/

Беломорканал

Тихо и без помпы 2 августа 2023 года исполнилось 90 лет со дня торжественного открытия в 1933-м «Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина», прорубившего путь от Балтийского моря до вод мирового океана и погубившего, по разным источникам, от 50 до 200 тысяч человек.

Согласно плану И. Сталина, 227-километровый канал с 19 шлюзами был пробит через болота и скалы за 600 дней силами сотен тысяч заключенных БелБалтЛага при практически полном отсутствии технических средств. Это была одна из самых значительных строек первой пятилетки и первое в СССР строительство, совершенное полностью силами лагерников ГУЛАГа.

Строительство Беломорско-Балтийского канала началось в 1931-м когда на базе Соловецкого исправительно-трудового лагеря был организован Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь.

Стройка была засекречена, прокладкой канала руководило начальство НКВД СССР. В то время как Панамский канал (длина 80 км) строился 28 лет, а Суэцкий (длина 160 км) – 10 лет, Беломорканал длиной 227 км был пробит в скальных породах за 1 год и 9 месяцев силами около 280 тыс. заключенных ГУЛАГа, в основном – крестьян-кулаков.

Масштаб Беломорканала повлиял и на жизнь местных селений, вошедших позднее в состав будущего города Беломорска: здесь были размещены режимные объекты БелБалтЛага, образовавшие поселок Водников ББК.

В 1938 году село Сорока, поселок лесопильщиков, поселок Водников ББК и поселок железнодорожной станции Сорокская были объединены и получили статус города и название Беломорск.

Беломорск

Первые письменные упоминания о поселении на реке Сорока (карел. saari — «остров», карел. joki – «река»; «островная река», название рукава реки Выг) относятся к 1419 году.

Именно отсюда в 1429 году отправились на Соловки основатели знаменитого Соловецкого монастыря – старцы Герман и Савватий. С 1551 года приморская деревня Сороцкая по указу царя Ивана Грозного стала вотчиной монастыря.

В 1869 году на окраине села Сорока был построен крупный паровой лесозавод, а к 1912 году действовало уже три подобных завода. В декабре 1915 года была открыта узловая станция Сорокская Мурманской железной дороги. В 1938-м, как уже было сказано, из поселков был образован город.

Реконструкция станции Беломорск

Та самая узловая станция Сорокская была открыта во время строительства Мурманской железной дороги. В 1916 году, во время Первой мировой войны, строительство железной дороги было завершено: в тяжелейших природных условиях построено более 1000 км трассы за 1 год и 8 месяцев (на этой территории, видимо, испытание человеческой выносливости заложено изначально).

По словам железнодорожных специалистов, самая северная железная дорога в мире – это проект, не имеющий аналогов. Сложнейшими участками стали Петрозаводск – Сорокская и Сорокская – Кандалакша. где строительство шло в сорокоградусный мороз, при свете факелов и полярной ночи. Отдельной проблемой стал подвоз материалов в условиях бездорожья. Десятая часть всех земляных работ выполнена в скальных грунтах, а 55 км линии Сорока – Кемь полностью прошло по болотам.

В ходе Первой мировой войны, кстати, Российская империя испытывала острую нехватку рабочих рук, рассказывал «Мурманский вестник», поэтому в 1915-1916 годах в Китае было завербовано несколько сотен тысяч (по некоторым данным – до полумиллиона) китайцев, которые работали по всей стране, в том числе и на строительстве Мурманской железной дороги. И как раз в августе 1916 года ужасающие условия жизни, каторжный труд и невыплата заработанных денег привела к бунту 720 китайцев, что вынудило вдобавок к уже имеющейся охране выделить Мурманстройке солдат и жандармов из расчета один на 40 рабочих.


Китайские рабочие на земляных работах при постройке Мурманской железной дороги, 1916 год. Фото со страницы Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». dzen.ru/ozd



У новой ж/д станции было много имен: она называлась Сорокская бухта, Сорока, Сорокская, а в 1965-м наконец, получила современное название – Беломорск. Деревянное здание вокзала, построенное по проекту архитектора Р. М. Габе, правда, сгорело еще в 1926 году.

И вот теперь происходит масштабная реконструкция той героической дороги – уже в новых реалиях: «Станция является ключевым звеном направления Волховстрой – Мурманск, где провозная способность к 2025 году будет увеличена», – рапортует глава РЖД. А строительство железнодорожного участка Волховстрой – Мурманск включено в «дорожную карту» проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Срок завершения строительно-монтажных работ на участке намечен на 2024 год.


Проект пасcажирского здания на станции Сорока (Беломорск), 1915-1916 годы. Фото со страницы Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». dzen.ru/ozd



Беломорские бункеры как экспонаты музея нашей эпохи

Мало было этой многострадальной суровой земле героизма и подвигов предыдущих времен: сюда пришла еше и Великая Отечественная война.

Рядом со зданием в Беломорске, где действовал штаб Карельского фронта, были выстроены бункеры, в которых прятались от авианалетов. В 2020 году в здании штаба открыли Музей Карельского фронта, а бункеры отреставрируют и тоже откроют для посетителей.

Планируется, что в подземных помещениях бункеров оборудут экспозицию командного пункта и выставят материалы, связанные с историей беломорского укрепрайона.

И наконец – позитивная современность: масштабное благоустройство набережной

Беломорск одержал победу во всероссийском конкурсе лучших проектов благоустройства территорий.

Депутаты Заксобрания Карелии, в свою очередь, одобрили победившую  концепцию благоустройства Беломорска «Улы Поморья. Благоустройство набережной по улице Первомайской», которая основана на культуре Поморья, и связана с образами Белого моря и беломорских петроглифов.

Слово «улы» в переводе означает «эхо, звуки, отголоски».

На берегу реки Выг появятся: фотозона «Оддох», молодежное пространство «Вичерина», смотровая башня-маяк «Вать», беседки в виде поморских лодок-карбасов, сцена, павильон «Теплышка», место для наблюдения за стихией и медитаций «Бережной кубас».

Городскую набережную планируют сделать местом отдыха для людей всех возрастов. На 1.3 гектара разместятся зоны отдыха, точки общепита, арт-объекты, появятся новое освещение и озеленение, при этом будут максимально сохранены природный ландшафт и зеленые зоны.

Сумма финансирования благоустройства – более 110 млн рублей; 80 млн поступит из федерального бюджета, остальные средства – из республиканского и районного бюджетов. А проект инвестируют и местные предприниматели.


Фото со страницы Артура Парфенчикова в vk.com


далее в рубрике