«Сорйонен»: нордический нуар на российско-финляндской границе
Скандинавия славится литературными произведениями в жанре нуар и их экранизациями. Да и финны в последние годы неплохо работают в этом стиле. Сериал «Сорйонен», действия которого происходят в городке на российско-финской границе, с успехом показывали по всему миру, а в конце прошлого года был выпущен полнометражный фильм «Сорйонен: послание на стене».

Мурал. Кадр из фильма «Сорйонен».
Скандинавия славится литературными произведениями в жанре нуар и их экранизациями. Выделяют даже отдельный жанр «скандинавский (или нордический) нуар». Да и финны в последние годы неплохо работают в этом стиле. Сериал «Сорйонен», действия которого происходят в городке на российско-финской границе, с успехом показывали по всему миру, а в конце прошлого года был выпущен полнометражный фильм (спин-офф) «Сорйонен: послание на стене» (режиссер Юусо Сюрья).
Нуарный сериал «Сорйонен» (фин. «Sorjonen», англ. «Bordertown») был создан Миикко Ойкконеном с Вилле Виртаненом в главной роли детектива-инспектора города Лаппеэнранты по фамилии Сорйонен. Всего до появления полнометражной версии было снято и показано три сезона (2016 – 2020 гг.).
По сюжету сериала Кари Сорйонен – детектив из столицы Финляндии, по семейным обстоятельствам был вынужден переехать в небольшой город на границе с Россией. Однако вместе с ним, его женой Паулиной и дочерью Яниной в Лаппеэнранту «приехали» жестокие преступления, которых раньше там не было (или их предпочитали не замечать).
Главные герои сериала «Сорйонен».
У сериала две изюминки: сам главный герой – аутист с синдромом саванта (при нём отклонение в общем развитии компенсируется некоторыми выдающимися способностями (суперпамять, внимательность к деталям, сверхинтеллект и т.д.), и место совершения и расследования преступлений – Лаппеэнранта – центр провинции Южная Карелия, расположенный на южном берегу озера Сайма, так любимый петербуржцами в доковидную эпоху.
Сериал начинается с похищения местной девушки Кати Яаккола, мать которой – Лена Яаккола (Ану Синисало) имеет русские корни и работает в ФСБ России. Лена приезжает в Финляндию и помогает Сорйонену расследовать преступления. Завершается сериал заключением под стражу серийного убийцы-ницшеанца Лассе Маасало (Сампо Саркола). Из-за того, что сериал был очень популярен как в Финляндии, так и по всему миру, создатели решили продолжить сюжет в виде полнометражного кинофильма (спин-оффа). Тем более, что все исполнители главных ролей согласились участвовать в проекте.
Постер фильма «Сорйонен» («Сорйонен: послание на стене»).
Фильм начинается с того, что убийца на скотобойне выпускает из человека кровь и рисует ею изображение Лассе Маасало на стене (мурал), которое сопровождает надписью: «Давайте сделаем этот мир лучше». Выясняется, что некто провел в социальных сетях опрос: «Без кого в Финляндии будет лучше жить?». Первое место занял маньяк-педофил Мартикайнен, кровью которого и был нарисован мурал. Еще три «лидера списка» исчезли из-под полицейского контроля и находятся в неизвестном месте.
Кари Сорйонен в период лечения. Кадр из фильма «Сорйонен».
Полиция обращается за помощью к Кари Сорйонену, который в это время проходит лечение в клинике для душевнобольных в Лаппеэнранте. Его без того больной мозг не выдержал двойного давления семейных трагедий и противостояния с преступным гением Маасало. По ходу фильма получилась двойная дуэль между детективом-психопатом Кари Сорйоненом (российский аналог – Родион Меглин, английский – современный Шерлок Холмс, только без алкоголя и запрещенных веществ) и его дочерью – юной, сомневающейся в себе Яниной (финская Кларисса Старлинг) с одной стороны, и преступником-ницшеанцем, находящимся за решеткой Лассе Маасало (смесь Мориарти и Ганнибала Лектора) и Судьей – «безымянным народным мстителем» и приспешником Маасало («Чумной доктор» без суперкостюма), с другой стороны.
Лассе Маасало во время заключения. Кадр из фильма «Сорйонен».
Сорйоненам помогает агент ФСБ Лена Яаккола, которую почему-то легко допускают до расследования (вероятно, потому что у «наследников КГБ» длинные руки, проникающие через границу). Ведь ее дочь Катя также попала в список «Без кого в Финляндии будет лучше жить?», набрав, правда, всего 7%. Столько жителей Финляндии проголосовало за то, что девочка с русскими корнями переоделась мусульманином и махала радужным флагом в инвалидном кресле. Катя хотела спровоцировать дискуссию, но добилась лишь того, что 7% решили «закэнселить ее по-настоящему».
Кари Сорйонен за работой. Кадр из фильма «Сорйонен».
Кари Сорйонен, мозг которого снова получил необходимую нагрузку, потихоньку социализируется. Он понимает, что преступления связаны с Маасало, который, подобно доктору Мабузе, завел себе приспешников, не выходя из тюрьмы. Так как маньяк хочет общаться только с Сорйоеном, Кари направляет к нему в тюрьму Риихимяки свою дочь, которая пишет диплом по делу Лассе Маасало.
Их встреча сильно напоминает визит агента Старлинг к Лектеру, которого «косплеит» Маасало: копирует внешний образ, пытается узнать темные истории из прошлого девушки и т.д. Сразу становится понятно, что он хочет получить послабления в режиме содержания, чтобы совершить побег, в обмен на сотрудничество со следствием. И, действительно, «финский Ганнибал Лектер» хочет стать лектором: поведать студентам свою теорию о «людях, находящихся по ту сторону Добра и Зла», которые хотят и, главное, могут «сделать жизнь чуточку лучше».
Янина Сорйонен на лекции. Кадр из фильма «Сорйонен».
Тем временем следствие с помощью фээсбэшницы Лены задерживает первого приспешника Маасало – Тимо Лауэрмаа, который был жертвой педофила и, поэтому согласился охладить кровь для нанесения изображения на стену. Вскоре находится еще один мурал, выполненный на ДОТе (это часть линии Салпа (фин. salpa — «затвор») на территории района Рутола, не путать с «линией Маннергейма»), а внутри обнаружено тело биржевого магната по фамилии Веселиус, который делал опасные заявления: «людям, живущим на пособие лучше умереть, только работающие должны жить». Причем мурал, призывающий убить финансового преступника, выполнен кровью третьей жертвы – Макса Ахо, считавшего женщин «всего лишь игрушками».
Следующей жертвой должна стать женщина, из-за которой умерло несколько стариков. Хотя ее муж считает, что она просто стала «козлом отпущения», взяв на себя врачебные ошибки коллег. Лене удается выследить ее и спрятать вместе с Катей.
Лена и Кари. Кадр из фильма «Сорйонен».
Следствие вынуждено предоставить Маасало возможность публично выступить в обмен на информацию о Судье. Маньяк намекает на то, что Судья «всегда был рядом», что «надо читать черновики», и на свои планы о будущем. Затем он крадет скрепку, которой открывает наручники, убивает конвоиров и убегает. Сорйонен догадывается о способе общения между Маасало и его приспешниками: создается одна электронная почта, с доступом двух человек, которые пишут сообщения в «черновиках», читают их, но не отправляют, не давая возможности отследить.
Сорйонен (благодаря «подсказкам» Маасало) считает, что Судья – это Лена, преследует ее, но, благодаря своей феноменальной памяти, понимает свою ошибку и вычисляет приспешника Маасало. Правда тот успевает убить четвертую жертву и похитить Катю. Тем не менее Судью арестовывают, им оказывается Анри Тервамаа – обиженный на жизнь безработный инвалид, легко попавший под влияние Маасало.
Судья. Кадр из фильма «Сорйонен».
Кари Сорйонен находит Лассе Маасало, на месте первого преступления, на берегу Саймы и тот, уговаривает его отпустить в Россию, ведь «граница проходит посреди озера и ждет пока ее переступят». Однако другая граница проходит через моральные принципы Кари: перейдет ли он черту – убьет Маасало (и перестанет быть тем Сорйоненом) или даст ему уйти в Россию? Вот главная интрига финальных кадров.
Лассе Маасало (здесь использован образ Андерса Беринга Брейвика) на берегу Саймы. Кадр из фильма «Сорйонен».
Фильм снят в классической стилистике скандинавского нуара: преобладают темные тона, яркое освещение отсутствует ведь действие происходит на скотобойне, под мостом, в коридорах больницы, ДОТе, лесу и прочих подобных местах. За главным героем – «Санта Клаусом среди детективов», медленно сходящим с ума, интересно наблюдать. Его метод поиска преступников, по крайней мере, понятен, в отличие от пресловутого «метода Меглина».
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic