Студенты из Москвы отправились на Ямал, чтобы проложить туристический маршрут, посвященный объекту ГУЛАГа – 501-й стройке
501-я стройка – участок железной дороги длиной 350 км в болотах на вечной мерзлоте, который заключенные начали прокладывать в 1949 году
Скриншот видеосюжета / vesti-yamal.ru
80 км по дороге Надым-Салехард и 10 км по непроходимой тундре – от столицы Ямало-Ненецкого автономного округа Салехарда до бараков 501-й стройки студенческая экспедиция добиралась 5 часов – тестируя на себе путь, который будет предложен туристам, пожелавшим пройти в историю XX века совсем не развлекательным маршрутом, пишут «Вести-Ямал».
Киркой, ломом и лопатой в этих гиблых безлюдных местах работали десятки тысяч заключённых Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). Контрольно-пропускные пункты, смотровые вышки, бараки, колючая проволока и остатки дороги – сегодня это главные экспонаты неофициального музея под открытым небом.
Трансполярная магистраль сегодня. Перегон Салехард – Надым. Автор: ComIntern, ГФДЛ / commons.wikimedia.org
Задача Российского технологического университета МИРЭА – составить туристический маршрут к оставшимся объектам 501-й стройки, оценить сохранность того, что осталось от построек и железной дороги. А дальше судьба невольного мемориала сталинской эпохи будет решаться, исходя из фактов и расчетов. В материале есть видеосюжет на эту тему.
Отделение Русского географического общества в Ямало-ненецком автономном округе в 2007-2009 годах уже проводило несколько исследовательских экспедиций по 501-й стройке ГУЛАГа, чтобы сохранить свидетельства истории, которых может не остаться завтра. По результатам исследований, говорят, был создан 3D-тур – виртуальный музей 501-й стройки. Но он сейчас не работает.
Скриншот видеосюжета / vesti-yamal.ru
История места
В 1918 появилась идея Великого Северного железнодорожного пути, к которой, возможно, причастен художник А. А. Борисов, первым предложивший проект северной железной дороги от Мурманска до Оби в 1915 году. Великий Северный железнодорожный путь в первом варианте 1918 года означал только Обь-Мурманскую железную дорогу, проходящую через Котлас. А с 1928 года понятие Великий Северный железнодорожный путь стало обозначать железную дорогу от Санкт-Петербурга и Мурманска до берегов Тихого океана.
С 1928 года и до декабря 1931 название «Великий Северный железнодорожный путь» является единственным при обсуждении проектов будущей дороги, проходящей по Северу СССР и соединяющей три океана – Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий. В том же 1928 году при обсуждении вариантов реализации проекта Великий Северный железнодорожный была задумана Трансполярная магистраль – проект железной дороги от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки.
А потом вообще все пошло не так: в ноябре-декабре 1931 года решено отказаться от проекта Великого Северного ж/д пути в пользу освоения восточной части Северного морского пути, в 1934 году умирает создатель идеи А. Борисов, а потом начинается война и – неожиданно – строительство дороги Воркута — Салехард – Игарка – Норильск, то есть Трансполярной магистрали, – в то время как ВСП еще оставался проектом отдалённого будущего. Хотя все должно было произойти в другой последовательности: сначала – Великий северный путь, а потом его участок – Трансполярная магистраль.
Карта Трансполярной магистрали с указанием построенных и планировавшихся участков. Авторы openstreetmap.org, CC BY-SA 2.0 / commons.wikimedia.org
В 1947 году планировалось построить порт на мысе Каменном (полуостров Ямал). Для этого требовалось протянуть туда ветку от Печорской железной дороги, но строить морской порт начали одновременно с железной дорогой ещё до разработки самого проекта. Стройка была разделена на участки 501, 502, 503 и велась в отсутствие проекта по причине крайне малого срока, отведённого на строительство дороги. Проект разрабатывался одновременно со строительством лагерных пунктов вдоль предполагаемого маршрута дороги и одновременно с проведением земляных работ по отсыпанию полотна заключёнными Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), в результате чего проект корректировался по факту.
В 1947-1953 годах заключенные строили участок железнодорожного пути Чум – Салехард – Коротчаево – Игарка. Дорога начинается на станции Чум Республики Коми за полярным кругом, на участке Елецкий – Харп пересекает Полярный Урал. В настоящее время работающий участок заканчивается на станции Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок Ермаково – Игарка также находился за Северным полярным кругом. Связь лагерей строителей с управлениями поддерживалась сначала по радио, а затем по столбовой телефонно-телеграфной линии, протянутой заключёнными от Салехарда до Игарки вдоль предполагавшейся трассы. После смерти Сталина в 1953 году произошла амнистия заключенных, строительство прекратилось, участки строительства «законесервированы», то есть заброшены. Дорога не была закончена, построенные участки были соединены с железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу.
С 1947 года на сооружении дороги работало до 80 000 заключенных (сколько их осталось в той мерзлоте?), в строительство было вложено 42 млрд рублей.