Таинственная метеорологическая база нацистов на Земле Александры
Письменных свидетельств о том, как обнаружили эту станцию, нет.
Великая Отечественная война бушевала на огромных пространствах, и Арктический бассейн был не исключением. На эту тему написано много книг, издано воспоминаний участников тех событий, проведено научных исследований. Но всё равно, безмолвные ледяные поля Арктики хранят ещё много тайн, которые ждут часа своих отгадок. До сих пор в интернете полно различных домыслов и самых фантастических историй про таинственные базы немецких фашистов, построенные ими в тридцатые-сороковые годы прошлого столетия – тут и гроты с подводными лодками, и базы-метеостанции, и многое другое. Одна из таких легенд относится к территории современного национального парка «Русская Арктика». Речь идёт о том, что в западной части острова Земля Александры действовала немецкая метеостанция, названная «Schatzgraber» (Кладоискатель), в рамках общего проекта, закодированного фашистами под названием «Wunderland» (Страна чудес). Сведений по этим событиям не очень много, поэтому вовсю стали распространяться легенды.
Одна из легенд
Летом 1952 года на архипелаг Земля Франца-Иосифа пришёл ледокольный пароход «Дежнёв». С судна высадились на шлюпках несколько поисковых групп и направились на разведку — на поиск наиболее удобного места для выгрузки судна. Рассказывают, что все группы кроме одной вернулись к контрольному сроку. Этой последней группы не было так долго, что уже собирались организовывать поиск, но тут пропавшие появились, причем все были изрядно пьяны… Они обнаружили хорошо замаскированную в прибрежных скалах немецкую базу подводных лодок…
Но прежде чем развеять завесу тайн и досужих баек, надо вспомнить, что происходило на Арктическом театре военных действий Второй мировой войны и Великой Отечественной, в частности.
Предыстория
С началом войны немцы начинают разворачивать сеть метеорологических станций в полярных регионах. Так, на Шпицберген с подлодок и авиации периодически высаживали отряды метеорологов, которые корректировали работу флота и авиации своими донесениями. Также с самолётов активно сбрасывали автоматические зонды с теми же целями. В период с 1941 по 1945 год Германией в Арктике было развернуто 15 метеостанций с численностью личного состава от 4 до 20 человек. Для подготовки персонала был даже организован специальный учебный центр. С началом регулярных морских поставок союзников СССР в 1942-43 годах, немецкое командование существенно интенсифицировало действия подводных лодок и бомбардировочной авиации против этих конвоев. Информация о погодных условиях стала просто необходима, поэтому и была запланирована организация обитаемой метеостанции на Земле Франца-Иосифа и целой сети автоматических станций на западном побережье Новой Земли.
Как создавалась, работала и почему закрылась эта метеостанция
По документам и немецким публикациям, теперь известно, что база нацистов на острове Земля Александры функционировала с 23 сентября 1943 года по 07 июля 1944 года. Морское метеорологическое судно «Kehdingen» в сопровождении подводной лодки U-387 доставила из норвежского порта Тромсё на Землю Франца-Иосифа метеорологическую партию, состоящую из десяти человек, в составе метеоролога-руководителя партии лейтенанта Макуса и метеоролога Дресса, метеорологических помощников, радиооператоров и подсобных рабочих, 19 сентября 1943 года. Высадка и выгрузка всего оборудования и продовольствия, а также строительных материалов для станционного дома были довольно непростыми из-за ледовой обстановки и ошибок команды. Так, описываются потеря важных бумаг и повреждение некоторого оборудования. Но наконец работы были завершены, и с 15 октября начаты регулярные метеорологические наблюдения, а вся информация передавалась в центр, находившийся в Тромсё. В общем, с ноября 1943 до июля 1944 станция передала 739 синоптических метеосводок, провела 125 подъёмов радиозонда и 39 подъёмов воздушных шаров.
Сама база была очень удачно расположена приблизительно в 500 метрах от берега на высоте 30 метров над уровнем моря и в складках местности была невидима с моря:
Холмистый ландшафт местности позволял скрыть все сооружения.
В радиусе пяти километров обустроили резервные склады, вокруг создали из камней стрелковые позиции и провели минирование подступов. Также был подготовлен резервный пункт на расположенном на северо-западе острова мысе Нимрод, который имел радиостанцию, провизию на две недели, одежду, спальные мешки, топливо.
Снабжение осуществлялось по воздуху: на парашютах с самолётов сбрасывали специальные металлические контейнеры. Например, в мае 1944 года четырёхмоторный Focke-Wulf Fw 200 Condor за два полёта сбросил необходимое оборудование и провизию на станцию и обследовал окрестности на предмет посадки там для дальнейших поставок или возможной эвакуации.
Жили фашисты хорошо и даже весело. Сохранились фотографии их катаний на лыжах, развлечений, в том числе и охоты. У них был даже специальный охотник по фамилии Бланкенбург. Белый медведь – лёгкая добыча, если в руках – карабин.
И вот, в мае 1944 года, после успешной добычи белого медведя и употребления в пищу его мяса, большинство членов команды стало страдать от серьёзных болей и высокой температуры Об этой болезни было сообщено командованию в центр в Тромсё, где на основе переданных симптомов был диагностирован трихинеллёз, то есть опасное паразитарное заражение. «Слегли» почти все немцы, метеостанция перестала работать, и был спешно организован вылет всё того же «Фокке Вульфа» «Кондор» с врачом, который должен был спрыгнуть с парашютом к станции и помочь больным. Однако пилот, уже знающий местность, предпринял попытку приземлиться на поле, которое он обследовал во время своих предыдущих снабженческих полетов. При посадке одно колесо сломалось, и самолет больше не мог взлететь. Ещё один самолёт привёз нужные запчасти. В то время, как большинство метеорологов лежало пластом от болезни, экипаж отремонтировал свою машину. 10 июля ремонтные работы были закончены, и всех больных и здоровых членов «Кладоискателя» доставили за несколько километров к месту взлёта. Вечером этого же дня пилоту старшему лейтенанту Штанке в последний момент удалось оторвать самолёт от земли после рискованного руления по неровному грунту, и самолёт без инцидентов достиг материка. Так завершилась эта «эпопея» -- увы, все нацисты смогли «убраться» с советской земли живыми. Больше попыток продолжить работы на Земле Александры предпринято не было.
Таковы имеющиеся факты о «секретной» метеостанции. В это же время, буквально через один остров на восток, в бухте Тихой, все военные годы работала наша, советская метеостанция. Были ограничены нормы продовольствия, выходили из строя приборы, но начальник станции В.И. Герасименко, метеорологи Г.М. Силин, П.И. Рябинин, И.М. Шариков, М.И. Малов и Н.Л. Рудаков делали всё, чтобы передавать метеосводки на «Большую землю». Туда также летали самолёты для пополнения припасов и частичной смены зимовщиков. Кстати известно, что один раз немецкий самолёт облетел бухту Тихую, но никаких последующих действий не произошло. Нет сомнений, что немецко-фашистское командование знало о существовании советской станции, ибо незадолго до войны произошел большой облёт Советской Арктики на германском дирижабле «Граф Цепеллин», с которого провели детальную фотосъёмку островов и архипелагов.
Много лет спустя
Неоднократно на месте бывшей нацистской метеостанции работали специалисты Морской арктической комплексной экспедиции РНИИ природного и культурного наследия РАН. Ими были проведены фотофиксация всех объектов и сбор различных артефактов на месте основного дома. Была собрана богатая коллекция вещей, предметов быта, книг и прочего, брошенного фашистами при быстрой эвакуации. Но оставалось ещё несколько небольших неясностей, которые были устранены сотрудниками национального парка «Русская Арктика» под руководством историка Евгения Ермолова. Так, были найдены и резервная база на мысе Нимрод, и место посадки «Кондора», и сделаны описания оборонительных сооружений вокруг основного дома и радиостанции. Также в музейный фонд парка были собраны несколько сот экспонатов.
Сортировка найденных на местности артефактов, 2012 год. Фото Е. Ермолова.
Вообще, несмотря на то, что это место в течение многих лет было местом активного посещения полярников и военных, которые уже взяли самые хорошие и целые предметы, собственные находки позволили сделать сотрудникам «Русской Арктики» новую хорошую экспозицию.
Что представляла собой метеостанция в «натуре». Это был щитовой домик, в котором было несколько жилых комнат и электростанция. Есть его фотографии в зимний период с воздуха, сделанные самими немцами. Также там находились несколько палаток с провиантом и другими запасами. Вокруг станции оборудована сеть оборонительных сооружений: минные поля, укрытия для стрелков, сложенные из камня. Кроме того, немцы смогли построить ДЗОТ (деревоземляная огневая точка), в котором располагался пулемёт MG-34.
Остатки ДЗОТа, по которому легко можно найти место метеостанции нацистов. Отсюда виден весь берег.
Аэродрома как такового не было. Была временная взлётно-посадочная полоса.
Как нашли «секретную» метеостанцию и как её исследовали
А вот тут и кроется ответ, почему столько мифов об этой метеостанции: письменных свидетельств о том, как её нашли, -- нет! П.В. Боярский указывает, что ему рассказал легендарный полярный штурман и писатель Валентин Иванович Аккуратов, что с воздуха они увидели немецкую базу в 1947 году, вместе с не менее известным лётчиком Ильей Павловичем Мазуруком, когда искали место для арктической авиабазы. Но в книгах Аккуратова об этом прямо не сказано. В 1952 году на Земле Александры началось строительство советской полярной станции. Вот тогда и «зашли» в этот фашистский дом… Но сам факт описания этого обнаружения того, что нашли тогда, тоже отсутствует в литературе. На этом месте устроили полевой лагерь, а через несколько лет уничтожили всё, что свидетельствовало о следах фашистов на этом острове. Можно только представить себе, какие предметы и в каком количестве «разошлись по рукам», если через шестьдесят лет учёные смогли набрать материал для нескольких экспозиций!
Часть экспозиции в визит-центре «Русской Арктики», посвящённой базе «Кладоискатель».
Вот только некоторые экспонаты, найденные при последних изысканиях: прицел дульного гранатомёта Schiessbecher, транспортная капсула авиационная (контейнер), плащ-палатка немецкая Zeltbahn образца 1931 года, корпус мины-лягушки Springminen, ботинок немецкий военно-морской Schnurschuhe, банка консервов «Португальские сардины». Книга H.J. Kitzing «Vergingen in Paris» Berlin, 1941. И многое другое. Вообще, к моменту начала работ национального парка, на Земле Александры ещё находилось много разных предметов, оставшихся от войны.
Найденная бочка из-под топлива Вермахта, август 2012 года.
В ходе натурных исследований 2012 и 2016 годов было выявлено, что комплекс объектов станции состоит из основного жилого дома, огневых позиций, склада боеприпасов – всего 18 объектов. Каких-либо строений и сооружений на момент работ уже не было.
Место расположения станции было идентифицировано по массовому скоплению артефактов. Главным образом подъёмный материал был представлен россыпями ржавых пустых консервных банок, фрагментами военного, экспедиционного и радиооборудования, предметами одежды и быта.
Также нашли восемь деревянных столбиков, торчащих из земли и сгруппированных по четыре в форме квадратов с длинами сторон 1 м. Квадраты расположены на расстоянии 3 м друг от друга. Предположительно, эти деревянные столбики являются основанием для двух метеорологических будок метеоплощадки немецкой метеорологической станции. Также было идентифицировано и место лагеря на мысе Нимрод. Здесь также был собран подъёмный материал – винтовочные гильзы, патронные ящики, остатки военной одежды и другое снаряжение. А 29 июля 2016 года к востоку от места расположения немецкой метеостанции были обнаружены гильзы сигнальных патронов, бумажная упаковка с этикеткой «STERNSIGNALPATRONEN. 1941», гильзы винтовочных патронов, четыре бочки с горловинами на боковой поверхности, деревянные ящики. Возможно, это место, где был произведена неудачная посадка «Фокке-Вульфа» «Кондора», его ремонт и взлёт с пассажирами.
На месте основного дома немецкой базы в 2012 году.
Вот такая история. Её основные моменты известны, понятны и лежат на своей странице истории Великой Отечественной войны. Только еще раз стоит напомнить некоторым любителям «баварского пива», что советские полярники выстояли и работали все четыре года, а красивые и хорошо снаряженные фашисты – не выполнили поставленные задачи и с позором покинули свой пост. А теперь это часть военной экспозиции национального парка.