Сейчас в Архангельске

15:09 5 ˚С Погода
18+

Термостабилизаторы поддержат состояние мерзлоты: на Ямале внедряют новую технологию сохранения дорог

На участке дороги Лабытнанги – Харп, где зафиксировано таяние грунта, установили замораживающие устройства

О науке и культуре Вечная мерзлота Технологии
Анна Щетинина
5 марта, 2024 | 23:58

Термостабилизаторы поддержат состояние мерзлоты: на Ямале внедряют новую технологию сохранения дорог

Источник: Научный центр изучения Арктики / t.me/yamal_arctic



Новую технологию сохранения дорог в условиях Крайнего севера внедряют в Ямало-Ненецком автономном округе на том участке, где обнаружен талый влажный грунт – 54 установленных термостабилизатора должны проморозить там почву. Для круглогодичного наблюдения за температурой дополнительно пробурили пять скважин глубиной 10 м, сообщили в пресс-службе правительства ЯНАО.

«Установленные сезонно-охлаждающие устройства призваны проморозить и сохранять грунты оснований в мерзлом состоянии многие годы. С наступлением холодов устройства включаются, чтобы продолжать процесс промораживания», – пояснил Антон Синицкий, ведущий научный сотрудник сектора геотехники Научного центра изучения Арктики.

В регионе работает первая в стране лаборатория криологии Земли и геотехнической безопасности. Ее цель — обеспечение безопасности проектирования, строительства и эксплуатации капитальных объектов и искусственных сооружений, находящихся в сложных природно-климатических условиях арктического региона. Ямальские ученые создают специальный проект «Мерзлотная карта ЯНАО», который позволит оперативно получать информацию о состоянии мерзлоты и характеристиках грунтов. С 2022 года проводится геотехнический мониторинг: под 28 объектами пробурено 184 скважины, оснащенных термометрическими датчиками. Семь постов геотехнического мониторинга оборудуют на трассе Надым-Салехард.


Последние публикации о новых технологиях в области вечной мерзлоты

Недавно GoArctic писал о разработке Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Баумана – ученые предложили новую технологию охлаждения грунта с помошью солнечной энергии, без использования ископаемого топлива. При этом – тепло, отводимое холодильными машинами, и особенно излишки энергии, получаемой от солнечных батарей, – могут быть направлены на поддержание систем мониторинга и энергоснабжение поселков и пунктов обогрева, генерируя дополнительный доход с учетом того, что стоимость энергии в таких отдаленных районах в 10-30 раз выше, чем в центральных регионах страны. Но стоимость возведения 1 км дороги по такой технологии все равно доходит до $1 млн.

А научный коллектив Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова разработал новый экологичный материал, который можно использовать в экстремальных условиях Арктики – в самых сложных ситуациях, связанных с деформацией вечной мерзлоты при строительстве дорог и зданий. А экологичность созданного материала – в том, что новые «температуроотверждаемые экогеополимеры» были получены на основе золошлаков – отходов сжигания твердых видов топлива местных ТЭЦ (в частности, на примере Архангельских и Мурманских). Предусмотрены два варианта полимеров: гранулированные (для дорожного строительства) и в виде плит (для теплоизоляции фундаментов и инженерных сетей, тепло- и шумоизоляции перекрытий). Ученые предложили способ производства материала без углеродного следа, когда материал не обжигается, а затвердевает и приобретает прочность при гидратном вспенивании. Планируется, что проект будет завершен в конце 2024 года.


Пример нового материала в гранулах и плитах, представленный в Минобрнауки / t.me/urgpunpi_official


 

далее в рубрике