Сейчас в Мурманске

09:30 -13 ˚С Погода
18+

Тимур и его Чукотка

«Я плыл раз в пять быстрее зверя…»

Туризм Арктический туризм Чукотка Береговые чукчи Гонки на оленях
Алексей Егоров
3 января, 2023, 12:09

Тимур и его Чукотка
Наш герой в межвахтовый период. Фото Т. Ахметова


Люди, работающие вахтовым методом в Заполярье, считают дни до окончания очередной смены. Тимур Ахметов тоже так делал, но после смены обычно не домой возвращался, а отправлялся в поход по рабочей для него Чукотке. 


Вахтовик со стажем

Так Тимур стал одним из самых активных популяризаторов этого региона в фотографическом и туристском сообществе России. В его портфолио – дипломы финалиста и победителя фотоконкурсов «Золотая Черепаха», «Самая Красивая Планета», «Дикая природа России», «Я | В центре изображения», «Север – страна без границ» и других.

Впервые на Чукотке наш герой оказался в восьмилетнем возрасте вместе с родителями-военными. Окончил здесь школу, поступил в московский университет нефти и газа на промышленного эколога, но по специальности не устроился. Зарабатывал на жизнь фотографией, пока не грянул кризис 2008 года. «Заказов на съемку стало сильно меньше, – вспоминает Тимур, – и в этот самый момент чукотские знакомые сообщили о вакансии на золотосеребряном руднике «Купол» на границе Анадырского и Билибинского районов Чукотского АО. Прилетел поработать на одно лето, ради эксперимента, и остался в штате рудника на тринадцать лет».

В сентябре 2021-го Тимура перевели на рудник «Чульбаткан» в Хабаровском крае. Однако он продолжает выбираться на Чукотку в межвахтовый период, привозя из каждого похода гигабайты качественных фотографий.


imgonline-com-ua-Compressed-fZ4FxnaCcxx.jpg

Лиса встречает окончание арктической зимы. Фото Т. Ахметова


Как на другой планете

Больше всего Тимуру в Чукотке нравится ее разнообразие. «Если двигаться с юга на север, – рассказывает он, – то можно и в тайге походить, и по голой тундре, и в горах. Местные горы, конечно, невысокие, максимум 1900 метров, но рельеф альпийского типа с острыми пиками, выраженными цирками и озерами найти можно. Отдельный мир – побережье Чукотки ближе к поселкам Уэлен и Лорино».

Уэлен – самый восточный обжитой населенный пункт Евразии. Здесь живут береговые чукчи и эскимосы со своей особой культурой охоты на морского зверя. Растительный мир в районе Уэлена тоже особенный. «Возьмём незабудку, – делится впечатлениями Тимур, – во внутренних районах Чукотки она растет кустами, а на побережье стелется голубым ковром. В районе мыса Провидения множество фьордов. Они, конечно, уступают фьордам Норвегии по высоте скальных стен, но тоже выглядят впечатляюще».

Лучшее время для путешествий по Чукотке, считает Тимур, это конец августа и сентябрь. В июне тундра цветет, но из-за паводков обширные территории становятся недоступными. Для любителей лыж идеально подойдет апрель. На Чукотке в это время продолжается зима, однако световой день уже позволяет совершать длительные переходы. «Деревьев нет, – рассказывает Тимур, – ты идешь на лыжах, а вокруг тебя всё белое, без намёка на деревья или кусты. Чувствуешь себя как на другой планете».


imgonline-com-ua-Compressed-wt5IT2BJy1c.jpg

Золотая осень на Чукотке. Фото Т. Ахметова


Тимур любит ходить в комбинированные маршруты. Благо, современные спортивные лодки (пакрафты) при весе в пределах двух килограмм, позволяют перевозить по категорийным рекам даже велосипед. Отсоединяешь раму от колес, укладываешь в лодку и – в путь. От непредвиденных ситуаций при этом не застрахован даже опытный турист. Тимур вспоминает: 

«Однажды я пробил на камнях лодку. По неопытности положил котелок на дно и результат не заставил себя ждать. В другой раз я вытащил пакрафт на берег, но забыл его привязать. Ночью вода поднялась на два метра и лодку унесло – вместе с велосипедом, фотооборудованием и едой на весь поход. Я пошёл искать пропажу и наткнулся на дядю Мишу. Он чукча, всё лето промышляет рыбалкой на реке Амгуэма. На своей лодке с мотором дядя Миша уплыл вниз по течению, нашёл пакрафт на противоположном берегу реки, где я бы его ни за что не достал, и отбуксировал его обратно».


imgonline-com-ua-Compressed-LgBw7SUJZ5J.jpg

Гонки на оленьих упряжках. Фото Т. Ахметова


Арктический пломбир

Воспоминания о дяде Мише – хороший повод распросить нашего героя о том, какие они – чукчи. «Хорошие, простые люди, – отвечает Тимур, – ценят чувство юмора. Если ты приехал в чукотский посёлок или бригаду и умно пошутил, всё – ты свой человек. Иногда говорят, что чукчи спиваются. На мой взгляд, ситуация не отличается от любой другой российской глубинки, где пьющие люди встречаются, но большинство жителей спиртным не злоупотребляют». 

Цивилизация не обошла стороной этот народ, поэтому, например, многие экзотические блюда чукотской кухней уже давно не готовят. Речь о мясе диких животных, которые чукчи в прошлом закапывали в землю, чтобы оно там слегка подгнило… Наш герой так комментирует кулинарные пристрастия чукчей:

«Мясо в процессе ферментации само себя переваривало, соответственно, организм усваивал его с меньшими энергозатратами. Кроме того, в нём образовывались полезные вещества, – аминокислоты и ферменты, – которые иначе чукчи получить не могли. Сейчас этим никто не занимается. Северный завоз работает исправно, и в посёлках продаются те же продукты, что и в магазинах на материке. Только цены на них заоблачные».

Из приятных на любой вкус блюд чукотской кухни Тимур отметил мантак, или кожу кита с полоской китового сала. «Копчёный или сырой, – делится впечатлениями Тимур, – мантак вызывает аппетит. Ещё мне нравится пререм – вареный костный мозг оленя, который смешивают с разными тундровыми травками и потом замораживают. По вкусу похоже на пломбир. А есть, например, кровяная каша. Это содержимое желудка оленя вперемешку с кровью. Мне не понравилось. Просто оленье мясо гораздо вкуснее».


imgonline-com-ua-Compressed-DhV1FZubKf0qTWHv.jpg

Большой ценитель юмора и его стадо. Фото Т. Ахметова


Медведи и дороги

Есть на Чукотке и таежные районы, где водятся бурые медведи. Со слов Тимура, чукотские косолапые не такие агрессивные, как в Магаданской области, и их не так много, как на Камчатке. Но все-таки пару раз они заставили нашего героя поволноваться…

«Как-то я стоял с друзьями на высоком берегу реки, – вспоминает Тимур, – когда из-за поворота появился медведь и кинулся в нашу сторону. По-хорошему нам надо было тут же прыгнуть в лодки и отчаливать. Вместо этого мы запустили фальшфейеры. Косолапому – всё равно. Мы выстрелили из ракетницы – ноль эмоций, летит как паровоз на нас прямо по воде. И вот он уже метрах в десяти. С этого расстояния он, видимо, разглядел, что мы люди, а не олени, – медведи от природы подслеповатые, – резко развернулся и сиганул в кусты. Ну и мы тоже не стали задерживаться на берегу и поспешили к лодкам».

В другой раз Тимур переплывал на пакрафте таежное озеро, пока медведь шел по берегу метрах в двухстах от него. Неожиданно зверь прыгнул в воду и поплыл в сторону Тимура. «От страха я начал грести, словно олимпийский чемпион, – рассказывает он, – скорость была такой большой, что когда через полтора километра я остановился и посмотрел назад в бинокль – медведь только-только доплыл до места, с которого я рванул. То есть я плыл раз в пять быстрее зверя».


imgonline-com-ua-Compressed-b8UBS6Ts1V4j2R.jpg

На пакрафте по глади чукотского озера. Фото Т. Ахметова


В регионе почти нет асфальтированных дорог, что не помешало Тимуру проделать на велосипеде несколько тысяч чукотских километров. Если на пути оказывается особенно полноводная река, его всегда выручают чукотские дальнобойщики. «То, в каких условиях работают эти люди, – продолжает мой собеседник, – вызывает восхищение. Водитель на Чукотке ведь не может в случае поломки остановиться в сервисном центре. И дозаправиться в дороге тоже нельзя. Поэтому местные дальнобойщики приваривают к своим машинам огромные самодельные топливные баки, или, в просторечье, «колымбаки».

Под стать дорогам и ситуация с авиасообщением на Чукотке. Перелеты из Анадыря в другие населенные пункты региона чаще не становятся, зато стабильно дорожают. В каждом из поселков есть что посмотреть. (Например, в Уэлене находится уникальная косторезная мастерская, а в Билибино – самая северная на планете АЭС.) Но гостиниц на Чукотке почти нет, поэтому редких туристов в лучшем случае разместят в спортзале местной школы.

Транспортная доступность региона должна кардинально улучшится после завершения строительства трассы «Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь». Пока этого не произошло, Тимур продолжает тестировать на Чукотке новые способы передвижения. В планах – морской каяк и собачьи упряжки.


***

Алексей Егоров, специально для GoArctic

далее в рубрике