Траектория развертывания: Норвегия укрепляет безопасности арктических территорий
Минобороны Норвегии объявило о планах размещения в Арктике самолетов-разведчиков Р-8А Poseidon уже в 2022 г. Такие действия позиционируются как укрепление обороноспособности страны в Арктике, которые усиливают взаимодействие с США.
Фото: Grace Nechanicky / U.S. Pacific Fleet / CC BY-NC 2.0
Минобороны Норвегии объявило о планах размещения в Арктике самолетов-разведчиков Р-8А Poseidon уже в 2022 г. Такие действия позиционируются как укрепление обороноспособности страны в Арктике, которые усиливают взаимодействие с США.
График обнародован
На днях Министерство обороны обнародовало график, в котором аэродром Эвенес, находящийся на севере Норвегии, указан в качестве основной базы для «арктического» аэрофлота страны. Самолеты P-8A Poseidon будут направлены на обновление действующего парка патрульных самолетов (Lockheed Martin P-3C, N Orion и Dassault Falcon 20), которые будут работать в Арктике.
Эксперты отмечают, что аэродром Эвенес обеспечивает более короткое время полета P-8A в ключевые и стратегически значимые районы морской зоны безопасности на крайнем севере. Договор о покупке самолетов был подписан еще в 2017 г., а после испытаний самолеты будут получены Норвегией и укрепят ее оборону. Помимо этого, Норвегия планирует закупать истребители F-35, а также масштабно вкладываться в модернизацию военных систем ПВО NASAMS II.
Вид на Эвенес. Фото: Bjoertvedt / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0
Часть стратегического плана
Эксперты в Норвегии говорят, что эти приобретения – часть стратегического плана ВВС страны по усилению морского наблюдения за крайним севером. Собственно, Норвегия и не скрывает, что это вызвано российским фактором. Норвежская сторона все чаще констатирует возрастающую активность подводных лодок Северного флота России и других иностранных надводных кораблей в районах к западу от Баренцева моря, включая Норвежское море и северную часть Атлантического океана.
Норвежские военные говорят, что у страны сложная стратегическая среда, которая детерминирует усиление трат в секторе безопасности арктических территорий этого государства. Соответственно, этот фактор заставляет Осло увеличивать расходы на арктическую оборону и, фактически, милитаризироваться.
Масштабные траты
Норвежские военные также говорят о своем плане по усилению возможностей отслеживания новых российских судов, включая многоцелевые подводные лодки четвертого поколения класса «Ясень», которые оснащены улучшенными характеристиками малозаметности. В этой логике догоняющей модернизации обороноспособности планируется увеличение трат из бюджета.
Траты на безопасности Норвегия планирует увеличивать. Расходы на оборону в 2021 г. уже увеличены до 7,3 млрд $, а дальше Осло планирует увеличивать эти расходы вплоть до 7,85 млрд $ в 2024 г. По расходам на оборону только Швеция в Северной Европе тратит больше.
Характерно, что в норвежском бюджете на 2021 г. предусмотрены ассигнования на оснащение спецподразделений новыми улучшенными транспортными вертолетами, способными работать в экстремальных климатических условиях. Еще один параметр укрепления безопасности – добавление в свой арсенал систем ПВО большой дальности.
P-8A Poseidon. Фото: Jan David De Luna Mercado / U.S. Pacific Fleet / CC BY-NC 2.0
Милитаризация как факт
Пример Норвегии показывает, что милитаризация северо-европейских государств оформляется де-факто. США усилили внимание к сектору арктической безопасности и требуют аналогичного от своих европейских партнеров.
На 13 сентября этого года в Норвегии назначены важнейшие выборы в парламент, однако анализ партийных высказываний по поводу Арктики говорит о консенсусе в вопросе увеличения трат в секторе безопасности Норвегии. Это значит, что вне зависимости от итогов парламентских выборов траты на оборону в стране будут возрастать.
Соответственно, фактически, можно говорить, что тренд на милитаризацию соседних государств, таких как Дания, Швеция, Исландия и Финляндия – сохранится. США всячески заинтересованы в этом и побуждают эти страны, а также Канаду тратить на оборону Арктики все больше и больше. Это и неудивительно, ведь главный экономический и геополитический бенефициар таких трат – это Пентагон. Вашингтон укрепляет инфраструктуру своего арктического влияния и строит совместно со своими союзниками полноценную систему арктической безопасности.
Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг на приеме в эскадрилье VP-30, 2019 г. Фото: Alana Langdon / U.S. Navy / CC BY 2.0
В то же время, геополитическое положение стран северной Европы и их традиционное стремление к мирной политике не позволяют говорить о том, что они будут ориентированы на эскалацию конфликтов. Скорее, Скандинавия и Финляндия идут в ногу со временем и вынужденно уступают милитаристской стратегии США.
Все скандинавские страны и Финляндия выполняют в арктической конфигурации функцию стабилизаторов, которую ценят и в Москве, и в Пекине, однако в случае напряжения сыграет свою роль их статус союзников США.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic