Туризм на севере: опыт Канады
На туристских рынках развитых стран изменилась модель потребительского поведения, с преобладанием активного времяпрепровождения на отдыхе. С появлением новых видов туризма в туристский оборот включаются ранее не использовавшиеся природные ресурсы, в том числе ландшафты[1]. При этом возрастает доля активного туризма и популярными становятся экстремальные, экзотические туры в дальние, не изведанные туристами районы.
Так, у канадцев в последнее время вызывает большой интерес путешествие по северным территориям. С точки зрения туризма Север Канады можно считать регионом нового освоения, развитие туризма там имеет в основном очаговый характер. Несмотря на суровый климат, высокую стоимость транспортных услуг (воздушный транспорт), неразвитость инфраструктуры, северный туризм всё больше привлекает туристов, желающих отдыхать и знакомиться с северным образом жизни.
Юкон
Большую часть Юкона (площадь 483 тыс. км2) занимают Кордильеры (гора Логан высшая точка 5950 м.), 80% территорий не тронуты цивилизацией. Численность населения составляет 36,7 тыс. чел., из них 25% – коренные народы (2013 г.). В основном населённые пункты Юкона расположены по долинам рек. Столица Юкона город Уайтхорс является крупным туристским центром, там проживает 60% населения территории.
В 2007-2016 гг. доходы добывающей промышленности территории увеличились на 270% (с 119,1 млн до 441,6 млн долл.), на деятельность горнодобывающих предприятий приходится 13% ВРП Юкона. Другими доходообразующими отраслями территории являются строительство (8% ВРП) и туризм (4,3%)[2]. Территориальные власти Юкона большое внимание уделяют диверсификации экономики, уменьшению зависимости от горнодобывающей промышленности, которая, в свою очередь, зависит от колебаний конъюнктуры мирового рынка.
Динамика ВРП Юкона в 2007-2016 гг. (млн долл.):
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2013 |
2016 |
ВРП |
1814,0 |
1998,0 |
2131,0 |
2217,0 |
2440,0 |
2452,0 |
По сравнению с соседними северными территориями, Юкон имеет развитую транспортную инфраструктуру - в силу своего географического положения и климатических условий. Автомобильные шоссе соединяют Юкон с Аляской, с Северо-Западными территориями и Британской Колумбией, а международный аэропорт Уайтхорс связывает прямыми рейсами с канадскими городами Ванкувером, Калгари, Эдмонтоном, американским Фэрбанксом и немецким Франкфуртом-на-Майне (в летние месяцы).
Каждая община коренных народов Юкона имеет взлётно-посадочную полосу, что облегчает прямой доступ к удалённым поселкам и способствует развитию туризма. Услуги авиакомпании "Эйр Норф" предназначены, в первую очередь, для туристов и нужд горнодобывающей промышленности. Одна из старейших общин коренных народов Вунтут-Гвичин (Vuntut Gwitchin), первой перешедшая на местное самоуправление, в своё время использовала часть выплаченных в результате земельных соглашений с федеральным правительством денег на покупку половины авиакомпании "Эйр Норф". Тогда в авиакомпании работало всего 30 сотрудников, а сегодня она обеспечивает рабочими местами 260 человек. "Эйр Норф" является успешно работающей авиакомпанией, связывающей общину с Уайтхорсом, а также с другими городами страны[3].
По данным бюро территориальной статистики Юкона, 44% предприятий (2013 г.) работают в партнёрстве с коренными народами. Наблюдается развитие народных промыслов, творчество юконских художников, народных мастеров и музыкантов пользуется устойчивым спросом на международном рынке[4]. Но только 7% представителей коренного населения занимаются индивидуальным предпринимательством.
По данным за 2013 г. на предприятия размещения туристов, общественного питания, розничной торговли и строительства приходится 44% всех занятых в частном секторе, 60% предприятий малого бизнеса Юкона связаны со строительством и оказанием научных и технических услуг (соответственно 439 и 414 предприятий). В совокупности на них приходится 41% всех предприятий малого бизнеса. Строительство обеспечивает работой 2 тыс. человек, в нём также задействовано 24% индивидуальных предпринимателей[5].
Среди трёх северных территорий Юкон является «пионером» в развитии туризма. Он предлагает туристам широкий спектр культурных и спортивных мероприятий (фестиваль ледовых скульптур, музыкальный фестиваль в Доусоне, туры северного сияния, гонки на собачьих упряжках и др.), что привлекает и участников мероприятий, и туристов из многих стран. Если по данным за 2013 г. Юкон посетили 333,6 тыс. туристов, из которых 23% составляли канадцы из других провинций[6], то в 2016 г. количество посетивших Юкон туристов выросло на 25%. Доходы от туризма Юкона составили 303,0 млн. долларов (2016 г.).
Наличие разнообразных природных ресурсов в Юконе привлекает туристов (особенно рыболовов и охотников) со всего мира. В среднем продолжительность охотничьих туров составляет 15 дней, из которых 10 дней отводится на охоту. Например, в бассейне реки Юкон сезон охоты на медведя продолжается с августа по октябрь и с апреля по июнь. Формируемые группы туристов-охотников небольшие – от 1 до 4 человек, их доставляют самолётом до Уайтхорса, далее на машине к месту охоты.
Преобладающее количество туристов, прибывающих в Юкон, предпочитает пользоваться услугами автомобильного транспорта. По данным за 2016 г., наблюдается рост объёма туристских прибытий наземным транспортом на 8% по сравнению с 2015 г. В 2016 г. услугами воздушного транспорта пользовались 341 тыс. чел[7]. По оценкам за 2016 г., наблюдался рост на 26% объёма туристского потока по сравнению с 1999 г. (330,8 тыс. чел.). Американские туристы по-прежнему составляют преобладающую часть или более 72% от общего количества туристов. Объём туристского потока из других провинций Канады показывал рост на 13%[8].
Северо-Западные территории
Существующая сегодня граница Северо-Западных территорий появилась в 1999 г. в результате отделения Нунавута. В настоящее время в регионе проживает 37,2 тыс. человек (2016 г.), что составляет только 0,1% от населения страны, 36% жителей территории составляет коренное население. Столица – г. Йеллоунайф (16,5 тыс. чел.) – является вторым крупным городом северных территорий Канады.
Рост показателей экономики Северо-Западных территорий тесно связан с развитием добывающей промышленности, однако происходит сокращение доли традиционных отраслей (пушной промысел, рыболовство, лесная промышленность)[9]. При этом часть населения, занимающегося охотой и рыбалкой для своих нужд, не учитывается официальной статистикой. По состоянию на 2013 г., 45% от общего объёма доходов в ВРП Северо-Западных территорий приходится на добывающую промышленность[10].
Крупнейшим работодателем Северо-Западных территорий является сфера услуг, на долю которой приходится 84% занятых. На другие отрасли: промышленность – 16%, сектор государственного управления – 24%, торговля – 10%, здравоохранение и социальные услуги – 10%, образование – 9%, лесное хозяйство и рыболовство – 7%. Транспорт, на долю которого приходится 8% занятых, является жизненно важной отраслью для развития местной экономики.
В секторе гостиничных услуг и предприятий общественного питания занято 5%. По данным 2013 г., наблюдается уменьшение количества рабочих мест почти во всех отраслях экономики, кроме услуг государственного управления, туристской индустрии, образовательных и финансовых, страховых услуг[11].
Хотя экономика Северо-Западных территорий основывается на горнодобывающей промышленности, территориальные органы власти заинтересованы в диверсификации экономики. В последнее время значительную роль в экономике Северо-Западных территорий играет туризм, который постепенно становится одним из ключевых секторов. По данным 2015 г., Северо-Западные территории посетили 93,9 тыс. туристов, объём туристских поступлений составил 167,1 млн долл. За 2007-2015 гг. наблюдается рост объёма туристских посещений на 18%, а объёма туристских поступлений на 21%[12].
Туристский сезон – преимущественно круглогодичный, с разнообразными туристскими продуктами: зимой – сафари на снегоходах, собачьих упряжках, весной – туры северного сияния, летом – пешеходный, экологический, экстремальный туризм, осенью – спортивная рыбалка и охота. Новой возможностью развития туризма является культурный туризм, основанный на уникальной культуре коренных народов.
Как и другие провинции Канады, Северо-Западные территории имеют развитую туристскую инфраструктуру: качественный сервис, комфортные гостиницы, современные аэропорты, чему способствует государственная поддержка развития туризма. Основными причинами, препятствующими приёму большего количества туристов в регионе, являются большие расстояния между населёнными пунктами, конкуренция с имеющими более благоприятные природные условия и развитую транспортную инфраструктуру Аляской и Юконом[13].
Нунавут
Самая молодая территория Канады – Нунавут (на языке инуитов – «Наша земля») – появилась на карте страны 1 апреля 1999 г. Почти вся территория расположена в зоне арктической тундры и лишь очень узкая полоса суши на юге-западе – в зоне тайги. Территория занимает 1,9 млн. км2, или 21% площади всей Канады (включая большинство островов Арктики, островов Гудзонова залива и залива Джеймс). Инуиты составляют преобладающую часть населения Нунавута (85%), при этом 60% населения территории моложе 25 лет (средний возраст населения Канады – 40 лет). За последние 12 лет население Нунавута выросло на 14%, что в 2 раза больше, чем общенациональный показатель (7%), в результате каждый 20-й житель ищет работу[14].
Основными проблемами, тормозящими развитие территории, являются огромные расстояния, быстрый рост численности населения, высокие затраты на строительство и развитие инфраструктуры. Социальными проблемами Нунавута являются низкие доходы населения, высокие цены на товары и услуги, низкий уровень образования и безработица. Около 38% местных жителей старше 15 лет имеют образование 9 классов, уровень суицида примерно в 6 раз выше, чем в остальных провинциях Канады, а уровень алкоголизма выше в 3 раза[15].
Правительство Нунавута субсидирует развитие широкополосного доступа в Интернет и спутниковой связи. Преобладание спутниковой связи связано с удалённостью территории и арктическими условиями, усложняющими строительство наземной коммуникационной инфраструктуры. Поэтому социально-экономическое развитие Нунавута зависит от надёжных и доступных высокоскоростных телекоммуникационных сетей, например, системы телемедицины, позволяющей вести видео- и телеконференции между врачами и центральными медицинскими центрами. Широкополосная связь охватывает все общины Нунавута[16].
В финансовом плане экономика Нунавута сильно зависит от дотаций правительства Канады. По финансовому соглашению, заключённому в 1999 г., Нунавут получил от федерального правительства 500 млн долл. на пять лет, что составило 90% бюджета территории. В связи с этим была принята «Стратегия экономического развития Нунавута», которая является основой дальнейшего планирования развития экономики, где в качестве ключевых выделены такие отрасли, как горнодобывающая промышленность, рыболовство, туризм и народные промыслы.
Федеральные трансферты, выделяемые на развитие экономики Нунавута, составляют 83% от общего объёма доходов территории. Эти трансферты обеспечивают финансовую стабильность, хотя зависимость от федерального финансирования означает, что будущее Нунавута определяется принимаемыми в правительстве решениями [17]. Основная часть федеральных инвестиций направлена на развитие инфраструктуры аэропортов (26%), на финансирование развития общин (25%) и на развитие самоуправления Нунавута (23%).
Перспективным направлением развития экономики Нунавута является развитие туризма. За короткий северный туристский сезон (июль-август) Нунавут предлагает пешеходный туризм, наблюдение за флорой и фауной тундры, прогулочные морские экскурсии на судах, знакомство с культурой, историей, бытом местного населения. Туристы имеют возможность заниматься спортивной охотой, рыбалкой, сплавляться по горным рекам и др. Основной достопримечательностью этих мест являются национальные парки с прекрасными нетронутыми человеком местами[18].
Начиная с 2009 г. в Нунавуте наблюдается рост туризма в среднем на 2% в год. По данным за 2015 г., Нунавут посетили 16,7 тыс. туристов, объём поступлений от туристских услуг составлял 37,8 млн долл., или 2% ВРП[19].
Туристская индустрия Нунавута обеспечивает работой 1,3 тыс. человек. На территории Нунавута зарегистрировано 27 предприятий коренных народов (рестораны и гостиницы), действуют 39 туристских фирм[20]. Большую роль в экономике многих посёлков Нунавута играет производство изделий народного промысла, в нём занято 27% населения, объём их доходов составляет 33 млн долл. в год.
Основной проблемой туризма в Нунавуте является слабо развитая туристская инфраструктура. Небольшие, но дорогие по стоимости услуг гостиницы предлагают не всегда высокого качества обслуживание (за, в среднем, 250 долл. за сутки). Из-за удалённости территории добраться туда можно только на самолёте. Перелёт из Оттавы до Икалуита стоит примерно 2000 долларов. Пока авиабилет до Нунавута будет стоить дорого, отдых будет по карману только туристам с высокими доходами[21]. Развитию туризма мешает также слабо развитая портовая инфраструктура. В частности, сложности швартовки круизных кораблей и снабжение судов горючим во время рейда. Вышеперечисленные сложности развития судоходства ограничивают развитие круизного туризма в канадской Арктике[22].
Нужно отметить, что круизный туризм является не только новым сегментом туристского рынка территории, но и наиболее перспективным видом развития местной туристской индустрии. Пассажиры каждого судна, прибывающего в инуитские посёлки, тратят в общей сложности примерно 692 долл. на покупку сувениров, продуктов питания и на другие нужды. Изменение климата на Севере способствует увеличению круизных рейсов, что приводит к росту спроса со стороны туроператоров на экскурсии в инуитские поселки, а также на организацию культурных мероприятий, производство сувениров[23]. Однако круизный туризм зависит от повышения цен на топливо, следовательно, данный факт влияет на количество северных круизных рейсов.
В то же время развитие туризма в Нунавуте тесно связано с экономическим развитием территории (добывающей промышленностью), так как при появлении новых предприятий по добыче полезных ископаемых начинается строительство инфраструктуры, увеличивается финансирование, происходит приток новой рабочей силы, растёт занятость местного населения. В результате происходит развитие местной экономики, человеческого потенциала, инфраструктуры территории.
Местное самоуправление и туризм
В рамках развития туризма наиболее существенная роль отводится органам местного самоуправления. В их задачи входит широкий спектр вопросов, начиная от создания образовательных программ и заканчивая обновлением всех ключевых инфраструктур.
Основными проблемами развития туризма на Севере Канады являются небольшая ёмкость внутреннего рынка, удалённость от центра и труднодоступность, нехватка квалифицированных кадров. Поэтому правительства северных территорий оказывают поддержку малому предпринимательству, которое также может стимулировать развитие экспортного рынка. В основном стратегия развития туризма северных территорий Канады направлена на выявление барьеров и точек роста конкретных рынков сбыта туристских продуктов, на разработку рекомендаций для правительства по конкретной помощи туристской индустрии, на проведение рекламных работ, поощрение развития въездного и внутреннего туризма, на обучение и повышение квалификации сотрудников, разработку новых туристских продуктов.
Планированиеразвития туристского рынка северных территорий Канады:
Территории |
Проблемы |
Стратегия развития |
Юкон |
Нехватка квалифицированных кадров, подготовка молодых кадров, улучшение качества обслуживания. |
Департамент образования Юкона разрабатывает программу подготовки кадров. Совет образования туризма Юкона занимается повышением квалификации работников туристской индустрии. Фонд развития туризма Юкона поддерживает развитие малого бизнеса. |
Северо-Западные территории |
Нехватка квалифицированных кадров, сезонная безработица, текучесть кадров. |
В2012 г. выделено 100 тыс. долларов для обучения и повышения квалификации работников предприятий общественного питания (семинары по обслуживанию клиентов). Правительство Северо-Западных территорий и Колледж Aurora предлагают курсы для работников туристской индустрии по маркетинговым исследованиям туррынка и др. |
Нунавут |
Нехватка квалифицированных кадров, учебных центров. |
Туризм Нунавута имеет специфические проблемы по предоставлению качественных туристских продуктов и услуг для круизных туристов (постановка спектаклей, разработка экскурсий, развитие прибрежной инфраструктуры и др.). Правительство Нунавута с Министерством туризма Нунавута проводят работы по подготовке кадров для туристской индустрии и вкладывают инвестиции в развитие частно-государственного партнёрства. |
Канада |
Улучшение качества предлагаемых услуг, разработка новых туристских продуктов, выход на новые туристские рынки. |
Canadian Tourism resource council (CTHRC) предлагает программу подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии, поддерживает деятельность Канадской академии путешествий и туризма. Управление «Парки Канады» организует стажировки сотрудников. Управление Парков северных территорий уделяет внимание проведению маркетинговых исследований рынка экологического и культурного туризма. |
Для развития северных территорий в первую очередь необходима разработка новых программ обучения, повышения квалификации, то есть подготовка местных кадров, и для этих целей в 2010 г. было выделено 1,6 млрд долл. сроком на пять лет.
Перспективы развития туризма
Развитие туристской индустрии на Севере показывает большое значение государственной поддержки для становления туризма специфических территорий. Постоянный рост уровня внутренней и внешней конкуренции подталкивает предприятия туристской индустрии к улучшению качества обслуживания и подготовки местного персонала.
Динамика показателей туристской нагрузки характеризует общую картину развития туристского рынка северных территорий. Степень туристской нагрузки на население территории является показателем развития туристского бизнеса: чем выше туристская нагрузка, тем привлекательнее эти территории для туристов.
Степень туристской нагрузки на население северных территорий Канады (2007-2013 гг.):
Территории |
Численность населения, тыс. чел. |
Численность туристов, тыс. чел. |
Доля туристской нагрузки, чел. |
||||||
2007 |
2009 |
2013 |
2007 |
2009 |
2013 |
2007 |
2009 |
2013 |
|
Юкон |
32,2 |
33,7 |
36,7 |
329,2 |
280,6 |
345,5 |
10,2 |
8,3 |
9,4 |
Северо-Западные территории |
43,2 |
43,6 |
43,3 |
63,5 |
73,4 |
92,0 |
1,4 |
1,6 |
2,1 |
Нунавут |
31,3 |
32,2 |
35,6 |
14,0 |
17,0 |
18 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
Всего, северные территории |
106,7 |
109,5 |
115,6 |
406,7 |
371,0 |
455,5 |
3,8 |
3,3 |
3,9 |
(Составлено автором по данным http://www.gov.yk.ca, http://www.gov.nu.ca и http://www.gov.nt.ca)
Развитая туристская инфраструктура, транспортная доступность, разнообразные природные ресурсы Юкона создали благоприятные условия для развития спортивной охоты и рыбалки, автомобильного, делового, экологического, экстремального туризма. Следовательно, туристский рынок Юкона, ориентированный на массовый туризм, показывает наибольшую долю туристкой нагрузки, которая составляет 9,4 человек на одного жителя территории. Но, в отличие от других северных территорий, развитый туристский рынок Юкона имеет прямую зависимость от изменений, происходящих в мировой экономике.
На соседних Северо-Западных территориях также наблюдается расположение основных туристских объектов вдоль автомобильных магистралей, что обеспечивает доступ туриста к конечному месту отдыха. При наличии развитой транспортной инфраструктуры туристы могут путешествовать самостоятельно на своём автомобиле, что значительно удешевляет стоимость отдыха. Основной задачей туристских предприятий Северо-Западных территорий является расширение рынка сбыта, повышение качества предлагаемых туристских продуктов.
В Нунавуте при мощной государственной поддержке наблюдается быстрое становление туристского бизнеса. Здесь развитие северного туризма делает только первые шаги, и основной задачей туристских предприятий является создание нового рынка. Учитывая существующие условия для развития туризма, Нунавут предлагает индивидуальные, эксклюзивные туристские продукты, привлекающие определённый сегмент туристского рынка. Новой тенденцией туризма на этой территории является развитие северных круизов.
Сложными оказались поиски социально-экономических путей развития коренных народов. Традиционные виды деятельности (охота, рыболовство, добыча морского зверя) не в состоянии удовлетворить их стремительно возросшие материальные и культурные потребности. В итоге диверсификация хозяйства северных ресурсных периферийных районов становится не экономической, а социальной проблемой федеральных властей.
В этих случаях наряду с освоением природных ресурсов особое значение приобретает деятельность канадского государства, которое играет всё большую роль в развитии экономики Севера. Растёт активность государственных организаций в решении проблемы охраны природных ресурсов, в решении социально-экономических задач, что осуществляется через Министерство по делам индейцев и развитию Севера и др[24].
Анализ опыта развития туристской индустрии северных территорий Канады показывает, что основная роль в освоении и изучении северных территорий принадлежит именно федеральному правительству, способствовавшему быстрому превращению Севера из дотационного в экономически привлекательный, с развивающейся добывающей промышленностью регион страны. При этом происходит улучшение жизни коренных народов, постепенное интегрирование северных территорий в национальную экономику и социальное развитие население до уровня стандартов южной части страны.
Заключение
Канадцы считают, что именно туризм подходит к практике устойчивого развития, которая отвечает потребностям местных общин, не лишая их в то же время возможности удовлетворять свои потребности в традиционном природопользовании, а также способствуя социальному, экономическому развитию. Также нужно отметить, что усилия федерального правительства в новом освоении северных территорий обусловлены геополитическими интересами страны, претендующей на лидирующую роль в исследовании и освоении Арктики. Поэтому наращивание национального нового опыта в освоении северных территорий, усиление международной деятельности в этой области является реакцией Канады на обострение глобальных и геополитических проблем.
Как показывает канадский опыт, механизм взаимодействия государственных, региональных, муниципальных структур с туристскими предприятиями является наиболее эффективным методом управления туризмом на Севере. Сетевые взаимоотношения туристских предприятий с государственными органами управления дают возможность совершенствования работы туристских фирм за счёт внедрения научных методов планирования, формирования эффективной системы взаимоотношений туристских предприятий, принадлежащих сфере малого и среднего бизнеса, с государственными структурами.
Автор: Тотонова Елена Егоровна, к. г. н., доцент Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета.
[1] Grenier, Alain A. Conceptualisation du tourisme polaire. Cartographier une expérience aux confins de l’imaginaire // Téoros. – 2009. – Vol. 28, N 1. – P. 7-19.
[2] http://www.edsc.gc.ca/fra/emplois/imt/publications/bulletins/tno_nt_yt/annuelle2012.shtm; http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/l02/pro01/pro111-fra.htm
[3] http://www.aadnc-aandc.gc.ca/fra/1100100014455/1100100014459
[4] Тотонова Е.Е.
Роль туристских ресурсов в развитии туристского бизнеса северных территорий //
Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 3.
[5]
http://www.edsc.gc.ca/fra/emplois/imt/publications/bulletins/tno_nt_yt/annuelle201
2.shtm; http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/l02/pro01/pro111-fra.htm
[6] http://www.economicdevelopment.gov.yk.ca
[7] http://www.eco.gov.yk.ca/stats/
[8] Там же
[9] Там же
[10] http://www.eco.gov.nt.ca/stats/
[11] http://www.edsc.gc.ca/fra/emplois/imt/publications/bulletins/; http://www.statcan.gc.ca/
tables-tableaux/sum-som/l02/pro01/pro112-fra.htm
[12] http://www.iti.gov.nt.ca/fr/publications
[13] Тотонова Е.Е.
Опыт развития туризма на Севере Канады. Якутск: Изд-во Якут. госуниверситета,
2009.
[15] Там же
[16] Там же
[18] Тотонова Е.Е.
Опыт развития туризма на Севере Канады. Якутск : Изд-во Якут. госуниверситета,
2009.
[20] http://www.canadatourism.com
[21] Тотонова Е.Е.
Опыт развития туризма на Севере Канады. Якутск: Изд-во Якут. госуниверситета,
2009.
[22] http://www.canadatourism.com
[23] Antomarchi, V. Tourisme, identité et développement en milieu inuit. Le cas
de Puvirnituq au Nunavik // Téoros. – 2009. – Vol. 28, N 1. – P. 52-60.
[24] Антонова И.Ф.
Канада Ч. 2. Экономические районы. М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 102.
Источники:
1. Антонова И.Ф. Канада Ч. 2. Экономические районы. М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 102.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. – 180 с.
3. Саратовская Т.В. Кооперативное управление на территориях проживания коренных малочисленных народов севера // Регион: экономика и социология. 2005. - №5. – С. 198-203.
4. Тотонова Е.Е. Опыт развития туризма на Севере Канады. Якутск: Изд-во Якут. госуниверситета, 2009. – 194 стр.
5. Тотонова Е.Е. Роль туристских ресурсов в развитии туристского бизнеса северных территорий // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 3. С. 37-41.
6. Тотонова Е.Е. Роль местных органов самоуправления в формировании системы управления туризмом Республики Саха (Якутия) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014, №62. URL: http://www.uecs.ru
7. Тотонова Е.Е., Слепцов С.С. Современные особенности пространственного развития арктических районов Республики Саха (Якутия) // Экономика и управление. 2014. №2(100). Стр. 19-23.
8. Тотонова Е.Е. Развитие туризма северных территорий Канады в современных условиях // Вестн. Черепов. гос. ун-та. 2011. № 2. Т. 2. С. 41-45.
9. Тотонова, Е. Е. Роль и значение государственного регулирования в развитии туризма / Е. Е. Тотонова // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 1 (52). – С. 486-488.
10. Тотонова Е.Е. Территориальная дифференциация туристской индустрии Северных территорий Канады // Экономика и предпринимательство. №4, ч. 1 (69-1). 2016 г. (Vol. 10. Nom/ 4-1). Стр. 415-420.
11. Шимова О.С. Основы устойчивого туризма. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. – 190 с.
12. Grenier, Alain A. Conceptualisation du tourisme polaire. Cartographier une expérience aux confins de l’imaginaire // Téoros. – 2009. – Vol. 28, N 1. – P. 7-19.
13. Antomarchi, V. Tourisme, identité et développement en milieu inuit. Le cas de Puvirnituq au Nunavik // Téoros. – 2009. – Vol. 28, N 1. – P. 52-60.
14. http://www.eco.gov.ek.ca/stats/ybs.html
15. http://www.edsc.gc.ca/fra/emplois/imt/publications/bulletins/tno_nt_yt/annuelle2012.shtm
16. http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/l02/pro01/pro111-fra.htm
17. http://www.aadnc-aandc.gc.ca/fra/1100100014455/1100100014459
18. http://www.economicdevelopment.gov.yk.ca
19. http://www.eco.gov.yk.ca/stats/
20. http://www.edsc.gc.ca/fra/emplois/imt/publications/bulletins/
21. http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/l02/pro01/pro112-fra.htm
22. http://www.canadatourism.com
24. http://www.canadatourism.com
25. http://www.Final_Revised_Economic_Impact_of_Parks_Canada_French.pdf