В Мурманском музее 29 сентября открывается выставка одного из советских романтиков – Евсея Моисеенко
Даже те, кто не помнит фамилии художника, наверняка видели его работу «Черешня»

Моисеенко Е.Е., «Память», 1980. Холст, масло. 145 х 165. Из собрания Русского музея. cultobzor.ru
В Культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске проходят отличные выставки. Экспозиция со скромным названием «Живопись Е. Е. Моисеенко» – одна из них.
Ленинградский художник Евсей Евсеевич Моисеенко – успешный и поэтичный
Как сообщают музейщики, выставка Моисеенко пройдет в Мурманске впервые. В экспозиции – более 50 живописных произведений из собрания Государственного Русского музея: среди наиболее известных – «Победа», «Память», «Тишина», работы на библейскую тему, пейзажи, натюрморты, портреты современников и литературных персонажей.
В историю искусства Евсей Моисеенко вошел как яркий представитель своего времени, эпохи перетекающих одна в другую войн и поэтизации военных подвигов, – смягчивший жесткую тему сочетанием полуграфичного стиля и философско-лирического содержания. Его не назовешь баталистом, хотя темы войн – Гражданской и Отечественной – основные в его творчестве. Он воевал, был в плену, и ощущения художника от бесчеловечной действительности определили выбор программной тематики.
Одна из самых известных и узнаваемых работ – «Черешня»: недолгий привал бойцов Гражданской войны, напряженное ожидание неизвестности и – горсть черешен, набранных в фуражку, как символ возможности и эфемерности мирной, счастливой жизни.
«Черешня» Моисеенко по силе и запоминаемости сродни черешне из рассказа Пушкина «Выстрел», хоть вложены в них разные смыслы.
Или работа «С нами Бог» – великолепная по технике и мастерству, и проходящая по грани свидетельства реальной войны и образа библейского сюжета.
А Евсей Моисеенко (1916–1988) при всей своей философско-лиричной иконографичности (современники называли его работы, сочетающие точный рисунок и свободную, экспрессивную манеру – «поэзией, которую можно видеть») успел стать народным художником СССР, действительным членом Академии художеств СССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, профессором мастерской в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Е. И. Репина.
Евсей Моисеенко – ученик и учитель
Моисеенко был учеником выдающегося советского художника и педагога Александра Александровича Осьмеркина, оказавшего большое влияние на формирование стиля живописи Евсея Евсеевича. А Осьмеркин, в свою очередь, был учеником Ильи Машкова, вместе с ним входя в объединение «Бубновый валет», в котором еще состояли Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Куприн и Роберт Фальк.
Осмеркин учил четкой организации холста, пониманию цвета, тона и точному композиционному мышлению. И Моисеенко впоследствии говорил своим студентам, что художнику нужно прежде всего овладеть «умением смотреть; при этом он должен развивать зрительное воображение... Не множество деталей делает картину значительной, но верность зрительного восприятия целого».