Весна в Арктике: северные первоцветы
В Арктике весна наступает позже, чем в средней полосе России. Но тем долгожданнее первые северные цветы.
Примула весенняя. Фото Н. Королёвой.
Для жителей южной и средней России яркая и любимая примета весны – зацветание первоцветов. Это удивительная группа растений, которые должны успеть полностью совершить свой жизненный цикл – сформировать побеги и листья, зацвести и дать плоды и семена -- именно весной, до начала настоящего лета.
У нас в Арктике весна приходит позже, чем в средней России. В мае оседают сугробы и открываются дороги, в начале июня идет быстрое таяние снега и подъём уровня воды в реках. И только в июне в палисадниках и на газонах зацветают подснежники.
Экологическая группа лесных первоцветов возникала под пологом густого и тенистого широколиственного леса, где даже в солнечную погоду царит полутень. Растения вынуждены приспосабливаться к недостатку солнечного света. Первоцветы нашли наиболее «остроумный» выход – сразу, как растает снег, они быстро образуют листья и цветут, не дожидаясь распускания листвы на деревьях. Для реализации такой экологической стратегии растения должны иметь большой «стартовый» запас питательных веществ. Поэтому характерная черта группы растений-первоцветов – подземные запасающие органы: клубни (например, у хохлатки), луковицы (у гусиного лука, подснежника и пролески), утолщённые корневища (у первоцвета весеннего). У первоцветов-эфемероидов (таких, как галянтус, гусиный лук) после «взрывного» цветения и образования плодов надземная часть растения довольно быстро отмирает и засыхает. Другие первоцветы (как ландыши, калужницы) цветут долго, иногда до середины лета, а листья после цветения держатся до второй половины лета.
В естественной флоре Мурманской области первоцветы очень редки и внесены в региональную Красную книгу. Одна из таких редкостей – ветреница дубравная (или анемона дубравная) – невысокое нежное травянистое растение с ползучим длинным корневищем с довольно крупным белым цветком. Этот вид широко распространен в европейских лесах, а у нас в области известен всего в одном пункте на самом востоке – на берегу реки Поной в окрестностях бывшего посёлка Корабельное, где растёт в разнотравно-кустарничковом берёзовом криволесье. Как она попала туда – загадка, ведь северная граница основного европейского ареала ветреницы располагается южнее почти на тысячу километров. Возможно, ветреницу когда-то посадили здесь жители посёлка, и растению пришлось приспособиться и выживать в нехарактерных условиях после ухода человека, или её появление здесь связано с послеледниковой историей. Но нередко ветреницу можно встретить на придомовых клумбах северных городов.
Ветреница дубравная, фото Н. Королёвой.
В роде ветреница около ста восьмидесяти видов, которые встречаются в лесах, на лугах и в горах, в основном в умеренных и субтропических широтах. Многие виды можно успешно выращивать на приусадебных участках даже в условиях Заполярья. Почти все они легко размножаются вегетативно (делением корневищ) и прекрасно разрастаются на освещённых участках или в полутени под кронами деревьев.
Ещё один из редких на севере, но широко распространённых в средней полосе России первоцветов – чистяк весенний, с ярко-жёлтыми одиночными цветками. Этот вид в Мурманской области несколько лет назад нашёл геолог Михаил Петровский в окрестностях Апатитов. Чистяк редко используют в озеленении заполярных садов, хотя его ярко-зелёные округло-сердцевидные листья и крупные жёлтые цветки очень декоративны, особенно в посадках вместе с ветреницей на свежих и влажных почвах.
Чистяк весенний, фото Н. Королёвой.
К «краснокнижным» первоцветам относится гусиный лук жёлтый. В Мурманской области это растение известно с побережья Белого моря.
Гусиный лук жёлтый. Фото Н. Королёвой.
Настоящим «подснежниковым питомником» является Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина, расположенный в Хибинах. Основанный в далёком 1931 году, он является не только особо охраняемой природной территорий федерального значения и научно-исследовательским учреждением. Это ещё и крупнейшая коллекция за полярным кругом растений открытого грунта. Так, на основных и вспомогательных питомниках собрано 1145 видов многолетних травянистых растений. Первоцветы здесь были введены в культуру сразу же после создания ботанического сада. Самые первые интродукционные экспедиции доставили в Кировск кандык сибирский и хохлатку крупноприцветниковую – с Алтая в 1934-м, пролеску Розена – из Грузии в 1939-м. В 1980-е гг. была создана экспозиция «Сад подснежников», для которой с Карпатских гор привезли несколько видов луковичных и корневищных первоцветов (нарцисс узколистный, белоцветник весенний, подснежник настоящий, пролеска двулистная и др.). Их цветением можно любоваться во время стремительной заполярной весны, в начале-середине июня.
Пролеска Розена. Фото Е. Копеиной.
Ботаническое название «подснежник» (или галянтус) из всей обширной группы растений, зацветающих сразу после схода снега, принадлежит лишь одному роду ранневесенних первоцветов. Эти хрупкие растения с поникшим белым цветком и тёмно-зелёными сочными листьями, как показал опыт Ботанического сада, вполне могут возделываться на заполярных приусадебных участках.
Галянтус, или подснежник складчатый. Фото Н. Королёвой.
Также в весеннем «Саду подснежников» можно увидеть синие цветки пролески, снежно-белые с жёлтыми пятнышками «колокольчики» белоцветника и крупные лиловые цветки кандыка сибирского. Этот вид родом из гор Южной Сибири, где растёт в лесах, на лугах и на каменистых горных склонах. Кандык сибирский внесён в Красную книгу России, и культивирование его в ботанических садах – это один из способов сохранения вида. На основе видовых форм кандыка сибирского учёные вывели несколько декоративных сортов с разными сроками цветения.
Кандык сибирский. Фото Е. Копеиной.
Один из самых обычных и широко распространённых первоцветов – примула весенняя. Этот цветок получил своё родовое имя от латинского слова “prima” – первый; ещё одно его название – «баранчики» – объясняется характерной текстурой и расположением листьев. У примулы весенней несколько десятков видов-«родственников», многие виды и видовые гибриды во всём мире возделывают более ста лет., Некоторые виды первоцветов цветут в конце лета и осенью.
Примула крупноцветковая. Фото Е. Боровичёва.
Северяне также охотно выращивают примулы на придомовых и приусадебных участках, на газонах и клумбах. Иногда их можно увидеть на месте заброшенных поселений, на лугах, на обочинах тропинок. Эти «беглецы» из культуры неплохо прижились и даже разрастаются в подходящих для них условиях в наших заполярных широтах. Такие виды, не свойственные местной флоре и «убежавшие» в естественные растительные сообщества из культуры, входят в состав адвентивной, или пришлой, флоры.
Нередко на придомовых клумбах можно встретить различные виды хохлаток – их жёлтые, лиловые, синие цветки собраны в верхушечные кисти-«хохолки». Более трёхсот видов хохлаток встречаются в лесах и в горах почти на всех континентах; весной они образуют цветущие ковры под пологом деревьев в парках и на газонах, размножаются вегетативно и дают обильный самосев.
Хохлатка крупноприцветниковая. Фото Е. Копеиной.
На клумбах северян и в Ботаническом саду есть и другие первоцветы, например, мышиный гиацинт, или гадючий лук. Латинское название рода Muscari объясняется мускусным запахом ярко-синих или голубых цветков, под этим именем (мускари) его нередко знают и садоводы. Существует более тридцати видов мускари, распространённых в основном в Средиземноморье, на Кавказе, в Юго-Западной Азии, но их с успехом можно выращивать и в заполярных садах. Мускари примечательны своей способностью очень быстро разрастаться: за сезон одна луковичка образует целое «гнездо». Со временем дочерние луковички выдавливаются на поверхность, и их нужно отсаживать в конце июля-августе.
Мускари. Фото Е. Боровичёва.
Завершая рассказ о первоцветах, не можем не упомянуть ещё одно луковичное растение, не столь эффектное, как красиво цветущие подснежники, но чрезвычайно полезное. Это черемша, также известная как дикий чеснок или медвежий лук. В последнее время её всё чаще выращивают на приусадебных участках и в придомовых скверах в заполярных городах. Листья, стебли и луковицы черемши обладают сильным чесночным запахом и богаты витамином С, причём чем выше над уровнем моря выросло растение -- тем содержание витамина С больше.
Черемша. Фото Е. Боровичёва.
Невозможно обойти вниманием одно из самых весенних растений в наших широтах – мать-и-мачеху. Хоть это злостный сорняк, с какой радостью мы ищем в первых проталинах газонов и оснований фундаментов многоэтажек эти предвестники тепла! Народное название этого растения с жёлтыми цветками и крупными листьями – мать-и-мачеха, из-за гладкой верхней поверхности (мачеха), и опушённой нижней (мать).
Цветущие в наших заполярных широтах «подснежники» – это украшение, которое наполняет окружающий нас весенний пейзаж яркими красками. То, что они привлекают внимание человека, делает их крайне уязвимыми. Так и тянется рука сорвать цветок и поставить в вазу! Но эти хрупкие цветы очень недолговечны в букетах. К тому же, срывая их, человек вмешивается в ход естественных природных процессов: раз сорван побег – в подземных корневищах, клубнях и луковицах не пополнится запас питательных веществ, весной не появится новый росток. Сбор цветов также резко снижает возможности семенного размножения популяции. Так что давайте лучше будем радоваться живым цветам!
Примула весенняя. Фото Е. Боровичёва.
Авторы:
Боровичёв Евгений Александрович, кандидат биологических наук, заместитель председателя Кольского научного центра РАН по научной работе, заместитель директора Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН, руководитель Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики
Королёва Наталья Евгеньевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории флоры и растительных ресурсов Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН