Военное прикрытие вершины мира
С 2014 года российское военное присутствие в Арктике выросло в три раза.
Четыре года назад президент России Владимир Путин поручил Министерству обороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе. Можно подвести первые итоги.
Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, воздушно-космических сил и противовоздушной обороны. Новая структура получила название Объединённое стратегическое командование «Север» или, как его чаще называют в СМИ, арктическая группировка. С апреля 2016 года ОСК «Север» и Северный флот возглавил вице-адмирал Николай Евменов.
Это неслучайно, потому что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.
Помимо чисто военных задач арктическая группировка фактически осуществляет сегодня государственную политику по освоению Заполярья.
***
После распада Советского Союза арктические рубежи России представляли собою довольно печальное зрелище. Огромные разрывы в покрытии зон ПВО, оставленные базы, приходящая в негодность радиолокационная техника и авиация. А ведь именно через эти области пролегает самый короткий путь с минимальным подлётным временем до крупнейших оборонно-промышленных центров России на Урале и в Западной Сибири.
Однако за минувшие четыре года Россия восстановила и переоборудовала семь военных баз в Арктике: в Североморске, на Новой Земле, на острове Земля Александры, на островах Средний и Котельный, острове Врангеля и мысе Шмидта. Это вдобавок к трём доставшимся от Советского Союза и сохранявшимся в 90-е годы ХХ века базам – в Нарьян-Маре, Норильске и в Тикси.
Практически все новые базы и отчасти старые сегодня стали местом размещения новейших российских зенитно-ракетных систем среднего и большого радиуса действия С-400 и радиолокационных станций ближнего действия «Подсолнух», а также получили прикрытие новейшими зенитно-ракетными комплексами «Панцирь-С1».
С-400 «Триумф», первоначально – С-300ПМ3, по кодификации МО США и NATO – SA-21 Growler, буквально «Ворчун») – российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК). Предназначена для уничтожения современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. 28 апреля 2007 года постановлением правительства России ЗРС «Триумф» была принята на вооружение. «Триумф» – наименование экспортной версии. С-400, наряду с такими системами, как ОТРК «Искандер» и береговыми противокорабельными комплексами класса «Бастион», играет ключевую роль в новой концепции ВС России, известной на Западе как «Зона запрета доступа» (Anti-Access/Area Denial, иными словами, войска НАТО не могут находиться и передвигаться в радиусе действия систем запретной зоны без риска нанесения им неприемлемого ущерба).
Панцирь-С1(по кодификации НАТО – SA-22 Greyhound (с англ. —«борзая») – российский самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) наземного и морского базирования. Представляет собой зенитный ракетно-пушечный комплекс малого радиуса действия, размещаемый на гусеничном шасси, колёсном шасси грузовика, прицепа или устанавливаемый стационарно. Противовоздушная оборона осуществляется автоматическими пушками и управляемыми ракетами с радиокомандным наведением с инфракрасным и радиолокационным слежением. Комплекс предназначен для защиты малоразмерных объектов от средств воздушного нападения (как пилотируемых, так и беспилотных). Особенность комплекса «Панцирь-С1» состоит в совмещении многоканальной системы захвата и сопровождения целей с ракетно-артиллерийским вооружением, что создаёт непрерывную зону перехвата цели по высоте (минимальная) от 0 м и по дальности (минимальная) от 200 м. Досягаемость по высоте 15 км, по дальности 20 км, даже без внешней поддержки.
Таким образом, зоны покрытия ПВО на протяжении наших приполярных рубежей восстановлены.
В эти же годы было принято решение о глубокой модернизации парка истребителей-перехватчиков МИГ-31 (именно им отводится роль прикрытия тех зон, куда не достают противоракеты С-400). Больше того – перечисленные средства ПВО помимо традиционных угроз прикрывают нашу территорию и от угроз из ближнего космоса (что в свете новейших разработок и совершенствования гиперзвукового оружия в США становится всё более актуальным).
МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound – «лисья гончая») – двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ“») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.
Одним из вызовов для нашей арктической группировки является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран-членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.
Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.
Поэтому забота о защите российских северных рубежей не выглядит чрезмерной. До конца уже этого года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении, а модернизированные МИГ-31БМ до середины 2020-х прикроют небо и ближний космос над Арктикой.
Но чтобы закрыть небо, нужно прежде всего твёрдо стать на земле. Широко известным примером стало возведение с нуля знаменитого «Арктического трилистника» – новейшей российской военной базы на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
В состав базы входит самое северное в мире капитальное здание – жилищно-административный комплекс. База является вторым военным объектом, построенным в Арктике для дислокации подразделений противовоздушной обороны Северного флота России. Первым стала военная база Северный Клевер на острове Котельный архипелага Новосибирские острова.
В планах России – восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.
На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.
Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута уже в этом году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.
Помимо войск ПВО и погранотрядов ФСБ сухопутная группировка в Заполярье усилена 80-й отдельной арктической мотострелковой бригадой и 61-й Киркенесской Краснознамённой бригадой морской пехоты Северного флота РФ. При необходимости Россия может быстро нарастить численность арктической группировки до 80 тыс. человек, что продемонстрировали весенние учения 2015 года.
***
Выступая 1 марта в посланием Федеральному Собранию РФ президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «Арктический флот России был и будет самым сильным».
Действительно: ОСК «Север» располагает на сегодня самой многочисленной и мощной корабельной группировкой в России. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.
Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире – крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода – 172 м, ширина – 23,3 м, осадка в надводном положении – около 11 м, подводное водоизмещение – 49,8 тыс. тонн.
«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.
Ещё в 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер – «Юрий Долгорукий» – СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду 17 ноября 2017 года.
До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».
В мае этого года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать тридцатидневные рейды дальностью до 3500 миль.
БДК «Иван Грен», водоизмещение – 5 тыс. тонн, экипаж – 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов. Он сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе. Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолётов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолётов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолёт Ка-52К «Катран».
Кроме того, до конца 2018 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.
Малозаметный (выполненный по технологии «Стелс») ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Длина фрегата 135 м, ширина – 16 м, осадка – 4,5 м, водоизмещение – 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля – от 180 до 210 человек. На вооружении фрегата состоит 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ.
В этом же году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 – «Адмирал Касатонов».
Нельзя не сказать о ледокольном флоте РФ. В его состав в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л.с. и 5 судов технологического обслуживания. Атомный ледокол «Советский Союз» находится в эксплуатационном резерве.
В 2019 году запланирована передача флоту самого мощного атомного ледокола в мире «Арктика». Корпус головного атомного ледокола «Арктика» 16 июня 2016 года был спущен на воду. Достройка атомохода продолжается на воде – начат монтаж надстройки, а на стапеле строятся ещё два ледокола проекта 22220 «Сибирь» и «Урал».
Атомный ледокол «Арктика»: мощность – 60 МВт (на валах), скорость хода – 22 узла, (по чистой воде), длина – 173,3 м (160 м по КВЛ), ширина – 34 м (33 м по КВЛ), высота – 15,2 м, осадка – 10,5 м/8,65 м, максимальная ледопроходимость – 2,8 м, полное водоизмещение – 33 540 тонн, назначенный срок службы - 40 лет. Ледокол будет оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200, специально разработанной для этого судна. Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8—2,9 метров с устойчивой скоростью. Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в руслах рек, тем самым замещая собой сразу два ледокола - классов «Арктика» и «Таймыр» соответственно.
Глава «Росатома» Алексей Лихачёв 27 февраля на встрече с Владимиром Путиным подчеркнул, что сегодня речь должна вестись уже о строительстве новых ледоколов. По его словам, к трём строящимся на Балтийском заводе универсальным атомным ледоколам мощностью 60 МВт (ЛК-60 — «Арктика», «Сибирь», «Урал», общей стоимостью 121,4 млрд руб.) нужно добавить ещё два таких же. Также гендиректор «Росатома» поднял тему строительства более мощных ледоколов «Лидер» (120 МВт с коммерческой скоростью не менее 10–12 узлов в час).
Тема строительства новых атомных ледоколов обсуждается с 2016 года, но пока новых решений по ним не было принято (в том числе из-за вопросов к их востребованности и недостатка средств в бюджете). В пользу строительства трёх «Лидеров» высказывались «Росатом» и входящий в его состав «Атомфлот». Алексей Лихачёв на недавней встрече с президентом заявил, что на Северном морском пути нужно обеспечить перевозку с 2030 года не менее 70 млн тонн грузов в год «на восточном направлении на растущие рынки Юго-Восточной Азии» (напомним, что СМП сокращает время доставки грузов в Европу вдвое по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал).
Автор: Алексей Шорохов