Встреча Лаврова и Блинкена в Арктическом совете: какие выводы сделала администрация Байдена
Рост военной напряжённости в Северном Ледовитом океане, участившиеся учения НАТО, активное развитие Северного флота России – всё это стало фоном первого официального двустороннего контакта России с Госсекретарём США Энтони Блинкеном, представлявшим администрацию Джо Байдена.
Фото: Pool / Reuters
Рост военной напряжённости в Северном Ледовитом океане, участившиеся учения НАТО, активное развитие Северного флота России – всё это стало фоном первого официального двустороннего контакта России с Госсекретарём США Энтони Блинкеном, представлявшим администрацию Джо Байдена. При этом сразу после встречи с российским главой МИДа Сергеем Лавровым на полях Арктического Совета в Рейкьявике американской делегацией был сделан символический визит на американские базы в Исландии и Гренландии. Американский истеблишмент однозначно проецировал эту поездку как знак приоритетности арктического региона для нынешней администрации президента США, а также её проактивной позиции в делах Арктики.
Госдепартамент, несмотря на дипломатически выстроенные переговоры с Россией об Арктике в русле мирного развития арктического региона, однозначно устанавливает приоритет в наращивании военно-политической мощи, стремясь выиграть в этой конкуренции Москву. Это было заметно в самом начале переговоров глав внешнеполитических ведомств, когда они вышли на пресс-подход. Энтони Блинкен и Сергей Лавров свои выступления перед журналистами начали с перечисления своих разногласий.
Американские дипломаты оценили содержание российско-американских переговоров, как последний признак роста напряженности между странами. Если на полях официальных переговоров в Арктическом совете обсуждение геополитической напряжённости обходили стороной, то в кулуарах вопросы безопасности стали доминирующей повесткой. При этом обсуждение велось в русле защиты своей арктической кампании – как со стороны России, так и со стороны США.
При этом в Вашингтоне разгорелись споры вокруг позиции госсекретаря Блинкена на переговорах. Республиканцы и некоторые демократы в Сенате США были возмущены недостаточно агрессивным поведением, которое дипломат демонстрировал перед своим российским коллегой, особенно в контексте снятия санкций со строительства «Северного Потока-2». Сенаторы заявили, что госсекретарь сделал подарок Владимиру Путину, дав ему карт-бланш на наращивание военной мощи в Арктике.
Фото: Saul Loeb/Pool/Reuters
Раскритиковали Сенаторы и достижения России в Арктике. Со слов американских политиков, Москва нарушает международное морское право, пытаясь ограничить транзит морских судов других стран через Северный Ледовитый океан и не предоставляя свои схемы регулирования Международной морской организации. Перед встречей двух министров в Арктическом Совете президент США Джо Байден выступил в американском Конгрессе за справедливые морские правила и более активное присутствие США среди арктических льдов.
«Соединенные Штаты должны продемонстрировать наше лидерство и заинтересованность в Арктике», – заявил американский президент.
США для демонстрации своих арктических намерений перед переговорами подготовились основательно.
Так, Соединённые Штаты получили доступ к норвежским военным базам. Кроме того, теперь у Вашингтона есть право строить свои собственные объекты на севере Норвегии. В начале мая вооружённые силы пригнали в норвежский Тромсё подводную лодку, что вызвало негативную реакцию у России, чего госдепартамент и добивался. В конце мая в Северной Атлантике в учениях «Грозный щит» примут участие 10 стран-членов НАТО… и это не далеко не исчерпывающий список действий Вашингтона, бросающих вызов сложившемуся порядку в Арктике.
При этом уже не раз США демонстрируют политику двойных стандартов. Госсекретарь США постоянно предостерегает страны от наращивания военной мощи в Арктике, при этом вооружённые силы США делают обратное. Американские политики оправдываются тем, что ни одно из всех военных действий или учений в Арктике не нацелено на то, чтобы угрожать России каким-либо наступательным образом, а направлено на усиление сдерживания.
Фото: Jim Watson / AFP
В целом, новая американская администрация, в отличие от администрации Дональда Трампа, более критична к действиям России в Арктике. Джо Байден придерживается политики сдерживания в северном регионе – сдерживать растущую мощь России в Арктике при сохраняющейся возможности к сотрудничеству в тех сферах, где это возможно.
В то же время, как и в случае с его подходом к Китаю, Байден говорит, что хочет иметь возможность критиковать лидеров, таких как Путин, или действия России, когда это уместно, и сотрудничать с ними, когда это возможно. Стратегическое руководство страны направлено на сдерживание и предотвращение угроз со стороны противников (под которыми Вашингтон понимает как Россию, так и Китай), ограничение им доступа к глобальному достоянию или доминирующим ключевым регионам. Таким образом, США декларируют недопущение доминирования кого-либо в арктических широтах.
После встречи США и России Вашингтон взял курс на увеличение военного присутствия в Арктике. При этом военное ведомство берёт курс на развитие надводных средств сдерживания – пилотируемых и беспилотных аппаратов. Они позволят контролировать не только действия России на Севере, но и следить за пиратством в регионе.