Сейчас в Мурманске

10:16 15 ˚С Погода
18+

Вышли в рейсы экспедиции: на гидрографическом катере «Иван Королев» – в Белое море, на НИС «Профессор Молчанов» – в Баренцево

Экспедиция «Ивана Королева» изучит затонувшие суда и проведет научные исследования, «Профессора Молчанова» – геологосъемочные работы

О науке и культуре НИС Профессор Молчанов Баренцево море РГО Белое море
Анна Щетинина
5 июня, 2024 | 13:47

Вышли в рейсы экспедиции: на гидрографическом катере «Иван Королев» – в Белое море, на НИС «Профессор Молчанов» – в Баренцево

Выход в море НИС «Профессор Молчанов». Фото начальника экспедиции Евгения Гусева / sevmeteo.ru



На борту гидрографического катера «Иван Королев» морской инженерной компании «Фертоинг» в акватории Белого моря в течение месяца будет проходить совместная поисковая экспедиция Русского географического общества (РГО) и фонда «Люди моря»: участники экспедиции планируют обследовать и идентифицировать обнаруженные ранее 15 затонувших кораблей и судов разных эпох, и выполнять научно-исследовательскую программу, передает «ПортНьюс»..

Научно-исследовательское судно (НИС) «Профессор Молчанов» вышло в рейс из Архангельска с группой ученых Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового Океана имени академика И.С Грамберга» (ВНИИОкеангеология). Во время экспедиции будут проведены геологосъемочные работы в северо-западной части Баренцева моря, сообщает пресс-служба Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС).


«Иван Королев»

Работа экспедиции РГО и фонда «Люди моря» на гидрографическом катере «Иван Королев» в Белом море основана на данных о затонувших кораблях, собранных советскими и российскими исследователями и специалистами Центра подводных исследований РГО. Специалистам Фонда «Люди моря» предстоит уточнить координаты затонувших кораблей и судов и выполнить их обследование с помощью гидроакустической аппаратуры. Будет проведена идентификация обнаруженных ранее объектов, затонувших в годы Великой Отечественной войны – катера-шхуны «Самоед», сторожевого корабля СКР-70, американского транспорта «Кентукки», барка «Ломоносов», грузового парохода «Вишера».



Гидрографический катер «Иван Королев». Фото с сайта Минобороны России / portnews.ru

Кроме того, экспедиция выполнит научно-исследовательскую программу – будут проведены геофизические исследования и съемка рельефа дна. По результатам проведенных подводно-археологических исследований будут созданы 3D-модели объектов с последующим размещением на ГИС-портале «Россия – от моря до моря».

Совместное исследование исторического наследия Северного морского пути Русским географическим обществом, Северным флотом и компанией «Фертоинг» проводится уже четвертый год. По результатам третьего сезона в 2023 году были обнаружены тральщики Т-883 и Т-889, установлено место гибели научно-исследовательского судна «Персей», был поднят самолет «Аэрокобра».


«Профессор Молчанов»

Цель исследований экспедиции ВНИИОкеангеологии на НИС «Профессор Молчанов» в северо-западной части Баренцева моря – нанести на карту выходы на поверхность морского дна верхних горизонтов осадочного чехла мезозойского возраста: это позволит внести уточнения в геологические карты арктического шельфа.

По словам начальника экспедиции Евгения Гусева, в 2024 году кроме стандартных методов изучения шельфа будут применяться многолучевое эхолотирование и многорейсовая система донного пробоотбора. Ученые также будут работать над реконструкцией природных обстановок Арктики после сокращения и разрушения покровных ледников.

Специально для проведения исследовательских работ на судне «Профессор Молчанов» установлена новая кормовая лебедка, оборудована специальная штанга для многолучевого эхолота, подготовлена новая лаборатория для размещения геофизического оборудования.



НИС «Профессор Молчанов». Фото начальника экспедиции Евгения Гусева / sevmeteo.ru


Судно вернется в Архангельск 20 июня.

НИС «Профессор Молчанов» построено в 1982 году на финской судоверфи в Турку. Ледовый класс судна — Arc 5, район плавания — неограниченный. На борту расположены четыре специально оборудованные лаборатории. Вместимость суда составляет 80 человек: 20 и более членов экипажа и до 60 человек научного персонала.


 

далее в рубрике