Выставка Эдуарда Путинцева, одного из авторов «бумажной арктической архитектуры», и его сына Константина 9 мая откроется в Якутии
Работы семьи архитекторов, художников и путешественников – в одной экспозиции «От Енисея до Аляски. Династия Путинцевых»
Эдуард Путинцев / eduard-putintsev.ru
Организаторы выставки «От Енисея до Аляски. Династия Путинцевых» в Национальном художественном музее Якутии рассказывают, что среди архитекторов, чье художественное творчество было представлено в лучших музеях мира, включая Лувр и Третьяковскую галерею, имена Эдуарда и Константина Путинцевых занимают особое положение.
Эдуард Путинцев / eduard-putintsev.ru
Судьба заслуженного архитектора России – специалиста по северной архитектуре (защитил кандидатскую и докторскую диссертации о строительстве на Севере), доктора архитектуры, члена Союза архитекторов СССР, автора более 70 научных трудов по северному градостроительству, художника, члена-корреспондента Российской академии художеств (РАХ) и мастера спорта по альпинизму Эдуарда Петровича Путинцева (1930-2023) тесно связана с Якутией.
Эдуард Путинцев / eduard-putintsev.ru
Родившись в Москве и окончив Московский архитектурный институт и аспирантуру, уже с 1955 года молодой архитектор, увлеченный перспективами северного развития, работает в Якутии, создает множество проектов, часть из которых реализована, часть стала той самой «музейно-бумажной арктической архитектурой». Эдуард Путинцев в 1963 году разрабатывает проект города с искусственным микроклиматом для работников алмазного месторождения «Айхал», за что удостоился золотой медали всемирной выставки в Монреале.
Еще в юности сделав выбор между путями художника и архитектора, он никогда не прекращал рисовать, и достиг успеха и на этом поприще.
Эдуард Путинцев / eduard-putintsev.ru
Один из его сыновей, Константин Эдуардович Путинцев (1963), член-корреспондент РАХ, архитектор и художник, член Союза писателей России, Творческого Союза художников России, почетный член правления Ассоциации ремесленников (Франция) – пошел по стопам отца, не только получив архитектурное образование, но и ведя «параллельную художественную жизнь» – создавая мастерские графические и акварельные «путевые заметки». Он, как и его отец, объездил практически весь мир, не расставаясь с «походными» акварелью и бумагой.
Константин Путинцев / kepart.ru/galereya
В экспозиции представлены акварельные и графические пейзажи от Енисея до Аляски, созданные отцом и сыном в период с середины прошлого века по настоящее время. Акварельная техника – одна из самых «быстрых» и не прощающих ошибок, который передает способности и настроение автора точностью композиции, умением мастерски сымитировать легкость работы.
Эдуард Путинцев / eduard-putintsev.ru
Константин Путинцев отмечает: «Кисть художника – это импровизация. Энергетика воды сливается с энергетикой художника, и картины будто несут в себе жизнь. Часто на выставках люди стоят у таких картин, как зачарованные, говорят, что чувствуют в них жизнь. В таких картинах есть и настроение, и верная передача состояния атмосферы, среды, рождающие в зрителе чувство соприсутствия, сопереживания образам».
Константин Путинцев / kepart.ru/galereya
«Наша матушка Земля очень разнообразна», – продолжает Константин Путинцев. – «настолько, что, когда бываешь в разных уголках мира, поражаешься невероятным цветовым сочетаниям и состояниям природы. А ведь иногда кажется, что те цвета на работах, которые видишь у других художников, просто не существуют. Парадокс в том, что, когда ты сам это видишь, приходит понимание того, что и Другой смог это увидеть. Есть поразительные цвета y Рокуэлла Кента. Но надо было поехать B Патагонию и в Гренландию, чтобы увидеть, понять, что такие сочетания несочетаемых, кричащих цветов - ярко-желтого, белого и ярко-синего, которые по своей натуре в совокупности противоречат устоявшимся канонам колористики, - существуют в природе. Нередко появляются цвета и сочетания, которые даже глазом сложно воспринимаются».
Константин Путинцев / kepart.ru/galereya
Подтверждая свои слова, Константин Путинцев приводит пример из воспоминаний Константина Коровина, которого считает одним из признанных колористов, ярким представителем русского импрессионизма: «Он писал, что, работая над одной из картин цикла Ночной Париж, не мог поймать цвет. И вдруг буквально "врубил" желтый, а тени сделал просто черными, чего никогда не делал, - получилось нужное сочетание, и картина заиграла. Есть некие моменты, которые приходят изнутри. В то же время что-то подсказывает – не столько опыт, сколько окружающее пространство, которое на тебя воздействует, и собственное восприятие того, что ты стремишься отразить, – событие или пейзаж».
Работы Путинцевых находятся в собраниях многих музеев России и мира, а заслуги отмечены общественными наградами. Подробнее об Эдуарде Путинцеве можно узнать здесь, пролистать монографию о художнике; а о Константине – здесь.
Выставка «От Енисея до Аляски. Династия Путинцевых» в Национальном художественном музее Якутии будет работать для всех посетителей с 9 мая по 16 июня 2024 г.