Сейчас в Архангельске

05:28 15 ˚С Погода
18+

Якутия начинает «донастройку механизма северного завоза» и рассказывает о региональных особенностях

2024 год рассчитан на формирование нормативов и госбюджета, учитывающего новые положения закона «О северном завозе»

Северный завоз Законопроект Якутия
Анна Щетинина
25 марта, 2024 | 13:52

Якутия начинает «донастройку механизма северного завоза» и рассказывает о региональных особенностях

Новосибирские острова, Якутия. Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto



Основные изменения в процессах северного завоза начнутся с 2025 года. Кроме этого, отдельные положения закона имеют отложенное действие и начнут реализовываться с 2026 года. В целом 2024 год – год разработки, обновления нормативной базы и формирования государственного бюджета, учитывающего новые положения федерального закона, передает ТАСС сообщение пресс-службы министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).


Особенности северного завоза в Якутии

В Якутии круглогодичным завозом социально значимых продовольственных товаров в арктические районы республики и в труднодоступные населенные пункты занимается Арктическая торгово-логистическая компания. Как отметил гендиректор компании Сайдам Степанов – особенностью северного завоза в Якутии является сочетание наземного, речного и авиационного транспорта: «В нынешней редакции закона субсидии по возмещению транспортных расходов определены именно по завозу Северным морским путем. У нас же основные объемы доставки грузов сейчас идут по автозимникам, в период навигации – флотом, а также авиарейсами».


Трехлетние кредиты

Со вступлением в силу нового закона «О северном завозе» Арктическая торгово-логистическая компания Якутии надеется получить трехлетние кредиты из федерального бюджета. Гендиректор Сайдам Степанов: «Когда мы отрабатывали с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики [при разработке законопроекта], мы объясняли, что бюджетный кредит нам необходимо выделять сроком на 3 года: у нас оборот продовольственных товаров составляет от 2,5 до 3 лет». До разработки такой меры поддержки компания пользовалась кредитами из регионального бюджета, которые выделяются сроком на один год. 

«Это не соответствует обороту продовольственных товаров в арктических районах. У нас 1,5 года продовольственные товары только идут до конечных потребителей. И далее с рассрочкой на один год реализуются в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах», – добавил Степанов.


Поддержка торгово-логистических центров

Еще одним важным направлением Степанов считает поддержку торгово-логистических центров (ТЛЦ), которые строятся в арктических районах Якутии. До конца 2025 года торгово-логистические центры должны появиться во всех 13 арктических районах республики, сейчас уже работает восемь.

«Растут расходы по содержанию данных объектов. И чтобы не закладывать их в торговую надбавку на продовольственные товары, – конечно, рассчитываем на возмещение по содержанию данных объектов из федерального бюджета согласно статье закона о поддержке опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза», – сказал Степанов.


Расширение субсидируемого ассортимента

«Вступление в силу закона, подзаконных актов связано, можно сказать, с переломным изменением в сфере продовольственного снабжения. Если ранее субсидировались 12 видов продуктов, отнесенных к социально значимым продовольственным товарам (СЗПТ), то, согласно утвержденному правительством РФ перечню грузов северного завоза первой категории, подлежат субсидированию завоза уже 73 наименования продовольственных товаров. Это означает, что большая часть продуктов на прилавках магазинов будет завозиться с государственной поддержкой и реализовываться с ограниченной торговой надбавкой», – рассказали в министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии.


Северный завоз - комплекс мероприятий по бесперебойному снабжению основными жизненно важными товарами территорий Крайнего Севера. Доставка грузов туда сопряжена с рядом ограничений в условиях сложного климата. Она осуществляется воздушным, речным и морским транспортом, в том числе по акватории Северного морского пути. В августе 2023 года подписан закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза, и ведется работа по донастройке его механизма 

далее в рубрике