Сейчас в Архангельске

02:51 -2 ˚С Погода
18+

Юбилейный год на Земле Франца-Иосифа

Русская Арктика Земля Франца-Иосифа Новая Земля Парк Русская Арктика Мыс Желания Остров Гукера Бухта Тихая
3 июля, 2019, 06:00

Юбилейный год на Земле Франца-Иосифа

На фото: бухта Тихая в июне 2019 года.


В жизни организаций, как и людей, бывают разные годы. Иные из них – спокойные, «обычные», а вот другие называют «юбилейными». Национальный парк «Русская Арктика» нынче как раз живёт в таком году, который насыщен памятными датами. Во-первых, конечно, это десятилетие с момента подписания 15 июня 2009 года постановления Правительства Российской Федерации об учреждении на территории Архангельской области новой особо охраняемой природной территории. Собственно, сам парк как организация был создан через полтора года, но отсчёт всем работам начался именно десять лет назад. Это – юбилей первый и главный. Но в 1929 году на острове Гукера, что на архипелаге Земля Франца-Иосифа, Советское правительство основало первую полярную станцию – «Бухта Тихая». И вторая памятная дата – девяностолетие этого события, ведь бухта Тихая теперь является одной из «визитных карточек» «Русской Арктики», объектом постоянного интереса учёных, туристов, реставраторов, всех знатоков полярной истории. Ну, и третья – это пятидесятый рейс атомного ледокола «50 лет Победы» в точку Северного географического полюса. Это тоже «парковское» событие, поскольку каждый такой круиз, идущий с туристами на Полюс, теперь обязательно сопровождают сотрудники «Русской Арктики». Без них никто не ступает на лёд Северного полюса или камни Земли Франца-Иосифа, через которую проходит маршрут. Так что есть несколько поводов, чтобы рассказать обо всём об этом.

История надводного покорения Северного полюса началась в августе 1977 года, когда советский атомоход «Артика», ведомый легендарным капитаном Ю.С. Кучиевым, впервые «забрался на макушку планеты». Туристические же рейсы наши атомоходы начали в 1990 году -- «Россия», «Советский Союз», «Ямал», затем «50 лет Победы». Наверное, уже сложно представить современную туристическую индустрию без такого уникального предложения – добраться сквозь бескрайние ледяные поля в недоступную ещё сто лет назад точку и посмотреть на нашу Землю «сверху». Сколько сил, трудов и жизней отдали люди когда-то только за попытки достичь Северный полюс…

Рейсы к Полюсу проходят в разных ледовых условиях в зависимости от месяца. Июньские – самые трудные. Большая нагрузка ложится на штурманов и вахтенных рулевых, многое зависит от их опыта и умений. Однако экипаж ледокола во главе с капитаном Дмитрием Лобусовым преодолел все препятствия, и 19 июня Полюс был «взят» в очередной раз.

Атомный ледокол "50 лет Победы" на пути к Северному полюсу, 18 июня 2019 года.

 

Конечно, площадь арктического льда стала намного меньше, чем во времена Седова, Брусилова и Амундсена, да и толщина многолетних льдов уже не такая, но, как и раньше, ни одно морское надводное судно, кроме нашего атомохода, не в состоянии дойти до точки 90 градусов северной широты в это время. 900 километров от острова Рудольфа до Северного полюса «50 лет Победы» преодолевает за трое суток! Поля торосов, айсберги, сплочённые льды – вот что приходится ему проходить, и часто не с первого раза.

Толстые двухлетние льды – серьёзное испытание даже для атомного ледокола, 18 июня 2019 года.


Следует сказать, что льды Северного океана вовсе не безжизненны. По всему маршруту можно наблюдать тюленей, которые то там, то здесь видны на льдинах. Нерпы лежат посередине больших полей у лунок, а хохлачи, например, придерживаются разводий или больших трещин. Данные о встречах с морскими млекопитающими в этих широтах очень важны для учёных, поскольку в таких суровых условиях мало кто может вести мониторинг этих видов. Можно отметить, что в последние годы тюленей встречают вплоть до самого Полюса. Непосредственно в полынье за ледоколом при стоянке в самой северной точке Земли вполне может вынырнуть любопытный хохлач. 

Тюлени-хохлачи на 88 градусе северной широты, совсем недалеко от Полюса, 17 июня 2019 года.


Ну, а раз есть тюлени, то можно ожидать и встречи с белыми медведями. Основные встречи с этими животными происходят в водах Земли Франца-Иосифа, где долго стоит припайный лёд, на котором обитают морские зайцы и нерпы, основная пища медведей. Но и вплоть до самого Полюса могут встретиться как следы хищников, так и сами белые медведи. Например, в прошлом июне старые следы одиночного медведя были отмечены далеко за 89-м градусом северной широты, в этом году – почти в тех же местах. 

Взрослый самец белого медведя в торосах, 16 июня 2019 года.


Июнь 2019 принёс тринадцать различных наблюдений белых медведей – на дрейфующих льдах южнее архипелага, на припае у островов Мейбел, Брюса, а также севернее ЗФИ. Из восемнадцати встреченных медведей было несколько взрослых одиноких самок, возможно, они осенью залягут в берлоги, чтобы родить в полярную ночь медвежат. Были и мамы разного возраста с потомством, проходил мимо ледокола взрослый самец… Это больше, чем в прошлом аналогичном периоде, пик встреч с медведями обычно приходится на июль. Конечно, это не значит, что белых медведей за год стало больше, но свидетельствует о некой стабильности в местной популяции. Медведи часто совершенно не боятся проходящего мимо атомохода и подходят к самому борту. Если снимать это сверху, с мостика, то кажется, что до зверя можно дотронуться рукой, хотя на самом деле высота борта – больше десяти метров.

Взрослая самка белого медведя изучает туристов на ледоколе, 22 июня 2019 года.

 

Вообще, весь маршрут атомного ледокола на Северный полюс и обратно – это прекрасный учётный путь для ведения мониторинга арктической фауны в этой части Арктики, ведь он повторяется из года в год. На капитанском мостике атомохода всё время посменно дежурят сотрудники национального парка вместе с морскими наблюдателями, которые идут в составе туристической компании, организующей данный рейс. Все наблюдения заносятся в специальный журнал, который потом будут анализировать уже в офисе «Русской Арктики».

Вообще, сотрудники национального парка выполняют в рейсах ледокола сложную роль рейнджеров (так на ледоколе называют инспекторов парка) – они и арктические гиды, и охранники от белых медведей, лекторы, ведущие мастер-классов и объекты фотосессий для туристов. Есть у нас и свои выдающиеся личные достижения. Например, Михаил Корельский - «ветеран полярных конвоев», никто в парке не сравнится с ним по числу посещений Полюса, ведь он начал сопровождать туристов туда на атомоходе «Ямал» ещё в 2001 году! Он знает всё о маршрутах во льдах и прекрасно ориентируется в любых ситуациях, как на борту ледокола, так и на высадках. В этом году он поставит новый рекорд в сорок посещений Северного полюса в самых разных погодных и ледовых условиях.

Собственно, первая из главных задач сопровождающих круизы сотрудников парка – это охрана туристов от контактов с белым медведем. По правилам туроператоров, если в месте предполагаемой высадки наблюдают белого медведя, то на берег туристов не пускают, в этом случае организуют или вертолётные экскурсии, или любование окрестными пейзажами и ледниками с бортов «Зодиаков». Но ведь медведи не всегда видны с борта «50 лет Победы», поэтому-то вначале на берег сходят инспекторы «Русской Арктики». Зарядив оружие, они быстро занимают свои посты так, чтобы видеть окружающий ландшафт и не пропустить возможное появление хищников… Связь между собой в это время поддерживается по рациям, любая информация обо всём, что происходит в каждом секторе обзора, сообщается остальным. Не исключение и высадка на Полюсе, даже здесь выставляется периметр охраны, на всякий случай, ведь следы-то видели совсем недалеко. Вообще, «стоять» на Северном полюсе довольно трудно. Вероятность появления белого медведя – невысока, участвовать в туристских развлечениях – нельзя, а ведь холодно же… Куда более динамично проходит общение с туристами после завершения мероприятий! Тут главное – не дать себя окружить любителям селфи, чтобы сохранить способность выполнять свои прямые обязанности. После купания в Ледовитом океане и плотного обеда в «Зодиак-Баре», все начинают фотографироваться на фоне бескрайних льдов, атомохода, и вот тут фигура «одинокого рейнджера» привлекает повышенное внимание! 

Купание

Туристы на Полюсе традиционно купаются возле ледокола.


Вторая часть работы – это контроль над соблюдением режима национального парка как туристами, так и экипажем ледокола. Существует целый ряд простых правил, как, например, запрет на подкармливание белых медведей, сбор растений и минералов, нарушение тонкого почвенного слоя на островах во время высадок, соблюдение минимальной дистанции при приближении к птичьим базарам и моржовым лежбищам.

Наконец, третья – это уже упоминавшийся экологический мониторинг. Сбор данных наблюдений за зверями, птицами, ледовой обстановкой, особенностями прохождения круизов в разных условиях... Так накапливается база данных парка, из этого возникает настоящее экологическое просвещение.

На мостике атомохода всегда людно и интересно. Например, все желающие могут самостоятельно узнать состояние льдов и научиться узнавать их толщину и возраст под руководством опытных специалистов. В каждом рейсе сбор информации ведут работники Института Арктики и Антарктики, ведётся круглосуточный анализ окружающей обстановки. А специальная мерная рейка, расположенная над бортом, показывает, насколько велики могут быть отдельные льдины. В «юбилейном» рейсе мониторинг льдов с использованием уникальной автоматической системы их распознавания вёл научный сотрудник отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ Сергей Сероветников.

Пост наблюдения за состоянием льдов на ходовом мостике ледокола.


В общем, на борту атомохода некогда отдыхать! Вахты на капитанском мостике и ведение журнала наблюдений, подготовка экипировки и снаряжения к высадкам, обсуждение с лидером круиза планов на ближайшую высадку, повторение предстоящего выступления перед туристами о «Русской Арктике», приготовления к мастер-классам…

За несколько собственных сезонов работы в парке сформировалась небольшая сплочённая команда, которая достойно представляет нашу страну в уникальных рейсах на борту атомного ледокола «50 лет Победы».

Почти каждый «полюсный» рейс атомоход доставляет на ЗФИ группы учёных и волонтёров «Русской Арктики». Основная их цель – бухта Тихая. Бывшая полярная станция «Бухта Тихая» расположена на мысе Седова на западном побережье острова Гукера, в точке с координатами 80°19´ с.ш. и 52°48´ в.д. Название станции дано по бухте пролива Меллениуса, разделяющего острова Гукера и Скотт-Келти. Станция была открыта 30 августа 1929 г., прекратила наблюдения в августе 1959 г., последняя смена личного состава была вывезена к концу навигации 1959 г. В течение тридцати лет своего существования станция являлась главной базой научных изысканий на ЗФИ, служила площадкой регулярных метеонаблюдений и систематических исследований в области аэрологии, магнитологии, геофизики, космофизики, гидрологии, гляциологии и биологии. «Бухта Тихая» была главным административным центром, морскими и воздушными воротами архипелага ЗФИ. В настоящее время бывшая полярная станция является сезонной базой национального парка «Русская Арктика» и популярным объектом туризма. Основание и многолетняя деятельность станции связаны с именами выдающихся учёных и пионеров Арктики – В.Ю. Визе, О.Ю. Шмидта, Р.Л. Самойловича, И.Д. Папанина, Е.К. Фёдорова, Э.Т. Кренкеля, многих других.  На полярной станции «Бухта Тихая» впервые в истории Российской Арктики были развёрнуты работы по радиозондированию верхних слоёв атмосферы, начаты регулярные наблюдения за распространением радиоволн в полярных условиях.

 

Именно «Бухта Тихая» стала базой первых опытов применения авиации к северу от 80° с.ш. «Бухта Тихая» входит в число первых отечественных полярных станций, где была организована постоянная совместная работа мужчин и женщин, налажена жизнь и производственная деятельность семейных пар. За тридцать лет существования «Бухты Тихой» здесь родилось около тридцати детей. Наконец, в «Бухте Тихой» был установлен один из первых в Российской Арктике ветродвигателей.

Напротив полярной станции находится скала Рубини – один из самых живописных птичьих базаров, куда можно подойти ледоколу. Здесь гнездятся несколько десятков тысяч кайр, моёвок и других морских птиц.

В почтовом отделении "Бухты Тихой", 2018 год.


В юбилейный для бывшей полярной станции год продолжатся работы по восстановлению комплекса зданий станции, в особенности – бывшего ангара для самолётов. Специалисты-историки и реставраторы из Санкт-Петербургского частного учреждения «Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики» планируют завершить работы на крыше ангара, чтобы перейти уже к внутреннему обустройству будущего музейного пространства. Также туристов ждёт самое северное в стране почтовое отделение, где можно «погасить» и отправить полярную открытку родным или друзьям, а также единственная пока на ЗФИ экологическая тропа, пройдя по которой туристы полностью знакомятся с жизнью «Бухты Тихой». В конце сезона откроется новый визит-центр с постоянной экспозицией, где комплексно будет представлена природа и история этого необыкновенного места на архипелаге.

***

Конечно, национальный парк «Русская Арктика» - это не только Земля Франца-Иосифа. Лежащая в стороне от регулярных туристических маршрутов Новая Земля – это так называемый Южный кластер парка. Старейший датированный объект историко-культурного наследия, находящийся на территории ООПТ, – следы голландской экспедиции Виллема Баренца (1596 – 1597 гг.) в Ледяной Гавани на Новой Земле. Именно Баренц открыл для европейцев Новую Землю и провёл первую успешную зимовку в Арктике. На высоком берегу бухты сохранился вросший в землю нижний венец «Дома спасения», где зимовали отважные моряки. Здесь же российско-голландской экспедицией в 1987 году поставлен высокий крест в ознаменование этого события. 

Памятный крест на месте зимовки команды Виллема Баренца в заливе Ледяная Гавань.


На мысе Желания тоже есть одноимённая бывшая советская полярная станция, действовавшая в период с 1931 по 1996 годы, отразившая в 1942 году нападение немецкой подводной лодки. Здесь был создан один из полевых стационаров «Русской Арктики». Несмотря на сложность заброски сюда полевых отрядов и, особенно, возвращения людей на материк, с 2011 года здесь каждое лето работают и сотрудники парка, и учёные из разных институтов. Были выполнены работы по зоологии, гляциологии, геологии, почвоведению... Произведена очистка территории станции и прилегающей местности от оставшихся здесь старых бочек, мусорных свалок, развалившихся строений… «Новый» мыс Желания преобразился, а на месте бывшего аэрологического павильона теперь существует стационар, полностью сделанный руками работников парка.

В 2015 году на мысе Желания вновь после восемнадцатилетнего перерыва заработал маяк. Специалистами Архангельской гидрографической базы установлено новое светомаячное оборудование, функционирующее в автоматическом режиме. Сам маяк (к слову, 1932 года постройки) подремонтирован и является одной из достопримечательностей ландшафта. Также с 2010 года работает автоматическая метеостанция, передающая информацию на каналы АСПД Росгидромета и на карты погоды.

Вид на бывшую полярную станцию от мыса Желания. Слева виден лежащий белый медведь. 2014 год.


За первое десятилетие своей жизни «Русская Арктика» сумела занять уникальное место в системе особо охраняемых природных территорий страны, участвовать в целом ряде значимых проектов. Накоплены и систематизированы самые разные сведения об этом удалённом уголке России – его природе, истории, событиях, происшедших здесь. С каждым годом всё больше различных посетителей и, значит, перспектив развития.

Автор: Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка "Русская Арктика".

Фотографии И.А. Мизина.




далее в рубрике