Сейчас в Мурманске

05:06 0 ˚С Погода
18+

За семь верст Кисиляхи наблюдать

Место, где есть люди.

Туризм Якутия Кисиляхи Кинилээх
Алексей Егоров
28 февраля, 2023, 14:46

За семь верст Кисиляхи наблюдать
Вид с вершины горы Кинилээх. Фото И. Дементиевского


Фотограф и инструктор по туризму Иван Дементиевский водит группы в самые красивые уголки планеты – от Дахаба в Египте до королевства Мустанг в Непале. Особое место в его послужном списке занимает священная гора Кинилээх в Нижнеколымском улусе Якутии…


Комариный край

Гора не отличается высотой (всего 1070 метров) и крутизной, поэтому у туристов она прежде всего ассоциируется с живописными останцами, называемыми во множественном числе «Кисиляхами». У якутов Кинилээх считается священной горой, на которую в досоветском прошлом поднимались только шаманы, а сегодня все верующие в Юрюнг Айыы Тойона – верховное божество народа саха.

«Я согласился поехать в первую очередь из-за того, что эти места нынче полностью безлюдны и можно увидеть первозданную природу, которой практически не коснулась рука человека», – говорит о мотиве своего первого путешествия к Кисиляхам Иван. Ради этого он летел сначала до Якутска, потом (на раритетном АН-24!) до Батагая, а после трясся на вездеходе по таежному бездорожью до реки Адыча. 


3 (2).jpg

Берег Адычи. Фото И. Дементиевского


«У священного шаман-дерева, – вспоминает Иван, – мы сделали остановку, и я выскочил из машины в одной маечке, чтобы сделать пару кадров. И тут же понял, что с комарами здесь много хуже, чем, скажем, в Карелии… Бог мой, они облепили все тело и моментально начали втыкать свои сверла. Как тут живут люди, когда нет ветра?!» Другие пассажиры вездехода пострадали не меньше, поэтому следующая остановка была только в селе Бетенкес. Это в пятнадцати минутах езды от Адычи.

До ближайшей турбазы по Адыче плыли под мотором на двух лодках. В пути заметили на берегу людей с лошадьми. «Они шли на праздник летнего солнцестояния (по-якутски Ысыах), – вспоминает Иван, – на скачки, и им нужно было преодолеть реку. Это не так-то и просто. Надо привязать к сбруе вожака длинную веревку и, используя моторку как буксир, провести его через реку. Другие лошади, видя, что с вожаком ничего страшного не случилось, уже спокойнее входят в воду».

Попрощавшись с коневодами, проводник Рустам через какое-то время сообщил, что скоро они будут проходить мимо горы Суллар. Визуально гора выглядит как холм, но в ее толще таятся ледники с останками древней фауны. Каждый год эти ледники вымываются дождями и паводками, обнажая свои богатства к радости черных палеонтологов. Но вот из-за поворота показались домики турбазы, заслышав мотор, к берегу кубарем свалился симпатичный белый пес.


2 (2).jpg

Переправа коня. Фото И. Дементиевского


Завязать на дорожку

«Я оказался в настоящей дикой нехоженой тайге, – делится впечатлениями от окрестностей базы Иван, – со слов одной местной женщины, выше по течению реки Туостаах (мы проплывали мимо ее устья) никто не живёт. Вы только представьте себе это: вокруг никого! Ни-ко-го! Я был на Туостаахе в сезон паводков, когда вода в реке мутная и коричневая, но ближе к осени она станет кристально чистой, зеленовато-голубоватого цвета. Я представляю себе осень в этих краях, должно быть, это что-то запредельно красивое!»

Вечером того же дня в столовой объявили, что на завтра запланировано восхождение на Кинилээх. Команда восходителей, в которой оказался наш герой, была необычной. Иван продолжает:

«Трое мужчин, одна женщина и двое детей – это паломники. Мы с Рустамом чуть позже отколемся от них и уйдем по своей программе, но начинали мы вместе, и я волей-неволей познакомился с тематикой этого тура. Суть его, если в двух словах, состояла в путешествии по местам силы и погружении в себя. Паломников ведёт местная якутка, имеющая репутацию шаманки. На священной горе им предстояло пробыть трое суток. К сожалению, у меня не получилось пересечься с паломниками до вылета и расспросить, что они там увидели и узнали за эти три дня».


4 (2).jpg

Паломники. Фото И. Дементиевского


Перед началом восхождения шаманка растянула между деревьями веревочку и завязала на ней прядь конских волос. Пока женщина произносила заклинания на удачу, проводник Рустам отвел нашего героя к избушке для туристов, рядом с которой притаился самый настоящий… броневик. Говорят, остался со времен ГУЛАГа. (Просто удивительно, в какие только дали не дотянулись щупальцы сталинской репрессивной машины!) Сегодня Рустам использует корпус броневика как «леса» для ремонта избушки.

Внутри избушки обратила на себя внимание любопытная деталь – по всему периметру окон наполовину вбиты гвозди. Проводник объяснил, что это от медведей, которые в здешних лесах не редкость. Любят они по весне залезать в любое строение, где пахнет человеком, в надежде поживиться чем-нибудь съестным. На этот случай и обили окна гвоздями. Ну а вообще Кисиляхи в сравнении, например, с плато Маньпупунер на Северном Урале, туристами посещаются редко, поэтому медведь здесь человека боится и при встрече предпочитает ретироваться. 


«Место, где есть люди»

У паломника Ивана сын Егор из-за болезни не может правильно ходить, поэтому отец взялся нести его к вершине на руках. А путь неблизкий – восемь километров по местности, где болотистые участки сменяются частоколом из мелких и колючих веток, и так почти до самой вершины. Добавьте к этому приличный набор высоты и безветренную жаркую погоду, из-за которой активизировались комары, и вы поймете, как это не просто подняться на гору высотой немногим больше тысячи метров…

После шести километров пути тропа начинает забирать круче. Приятного в этом мало, но лес на такой высоте совсем редкий – позволяет ветру сдувать бесчисленные эскадрильи комаров. В отдалении показались первые останцы. Интересно, что с якутского «кисилях» дословно переводится как «место, где есть люди». Легенда гласит, что когда-то вечной мерзлоты не было, и народ саха, в основном, обитал в горах. Затем началось похолодание и люди решили спуститься с гор. Во время перехода Кисиляхского хребта многие из них замерзли и превратились в каменные столбы, которые, покрываясь все новыми и новыми слоями камня, достигли своих нынешних размеров.


5.jpg

Следы разрушения гранитных пород. Фото И. Дементиевского


Научная версия возникновения останцов тоже связана с воздействием низких температур. 120-110 миллионов лет назад в результате наезда Северо-Американской плиты на Евразийскую на поверхности земли образовались складки. Под воздействием морозов и резких температурных перепадов в скальных породах, покрывающих эти самые складки, образовывались трещины. Туда затекала вода, она в свою очередь замерзала и раскалывала породу на столбы. Причудливые формы останцам придал ветер.

По местным поверьям, каждый останец в этих краях что-либо означает и заряжает тебя уникальной, присущей только ему энергией. Один из останцев похож на обнявшихся мужчину и женщину. Стоит ли говорить, что туристы придумали ему романтичное название «Скала любви». А есть еще останцы здоровья, денег, знаний, счастья… Гиды-шаманы утверждают, что были случаи, когда люди, которых завозили на гору в инвалидной коляске, исцелялись и начинали ходить. 

«Правда это или нет, оставим на совести рассказчиков, – резюмирует Иван, – но то, что сила и потрясающая красота Кисилях, заслуживают всех тягот путешествия в эти далекие края, несомненно». 


1 (2).jpg

Вблизи останцы удивительно антропоморфны. Фото И. Дементиевского


***

Алексей Егоров, специально для GoArctic

далее в рубрике