За запасами в Арктику
В новой редакции госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», подготовленной Минприроды РФ, в текущем году в Арктической зоне страны прогнозируется прирост запасов нефти и газового конденсата на уровне 300 млн т.
Фото: Вадим Кантор
В новой редакции госпрограммы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», подготовленной Минприроды РФ, в текущем году в Арктической зоне страны прогнозируется прирост запасов нефти и газового конденсата на уровне 300 млн т. Именно на Арктику придется большая часть восполнения ресурсного потенциала в Российской Федерации. Согласно прогнозу министерства, в целом по стране в 2021 году ожидается воспроизводство запасов нефти и конденсата в объеме 550 млн т по категориям АВ1С1+В2С2 по результатам геологоразведочных работ.
Прирост запасов газа прогнозируется на уровне 700 млрд куб. м, из которых 400 млрд куб. м придется на Арктику. Такие среднегодовые показатели восполнения запасов прогнозируются как для страны, так и для Арктической зоны вплоть до 2025 года. Тогда как по итогам прошлого года прирост геологических запасов нефти в России достиг 559,8 млн т, газа – 1,6 трлн куб. м, а конденсата – 54,4 млн т.
По информации «Росгеологии», в 2020 году на шельфе моря Лаптевых был обнаружен крупный осадочный чехол с потенциалом на углеводороды, сопоставимый с западносибирской нефтегазовой провинцией. По словам главы компании Сергея Горькова, в прошлом году «Росгеология» выполнила в арктических акваториях сейсморазведку в рамках работ по определению внешних границ континентального шельфа РФ. В результате этих работ был обнаружен очень крупный осадочный чехол порядка 10-12 км в море Лаптевых.
«Росгеология» настаивает на продолжении работ и изучении геологической структуры.
В прошлом году Минприроды совместно с Минвостокразвития подготовили специальную программу геологоразведки в Арктической зоне. Проект «Программы геологического изучения участков недр на территории Арктической зоны РФ в целях формирования перспективной грузовой базы Северного морского пути на период до 2035 года» предполагает проведение за счет средств недропользователей более 95% геологоразведочных работ в регионе. По информации Минприроды, государство берет на себя региональные изыскания, определение привлекательных регионов. Тогда как от бизнеса ожидается детальная геологоразведка.
Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto
В программе обозначены двенадцать полезных ископаемых, на которые государство сделает ставку при проведении геологоразведочных работ в Арктике. В перечень участков недр углеводородов, аукционы по которым планируется провести до конца 2021 года, включены 88 участков. Наиболее крупными по прогнозным ресурсам являются участки газа в Ямало-Ненецком автономном округе. По нефти – на территории Ханты-Манскийского-Югры и ЯНАО (Южно-Тетейский, Логасъеганский и Хараеганский).
Тогда как, согласно планам Минприроды, новая программа ГРР в Арктике должна учитывать возможность освоения новых территорий, дать поддержку депрессивным территориям, а не самым развитым с точки зрения инфраструктуры регионам Арктической зоны. Но в данном случае речь идет и о приоритетах компаний, заинтересованных в новых запасах, прежде всего, для наиболее экономически эффективных проектов, с которыми можно конкурировать на международных рынках. Тогда как запуск в промышленную эксплуатацию месторождений в новых регионах (так называемые гринфилды) зачастую делает арктический проект нерентабельным.
Новая программа развития нефтяной отрасли страны предполагает дальнейшую ориентацию на сухопутные месторождения, значительная часть из которых также расположена в Арктической зоне. Тогда как для развития шельфовых активов особых перспектив в России не предвидится вплоть до 2035 года. Санкции, введенные в отношении этих активов со стороны Запада, привели к долгосрочной «заморозке» нефтегазовых ресурсов на шельфе РФ.
Разработанная в Минэнерго генеральная схема развития нефтяной отрасли страны связывает основной вклад от прироста добычи нефти в РФ в период до 2035 года с Восточной Сибирью и Якутией. Однако главным центром российской нефтедобычи по-прежнему останется Западная Сибирь со стареющими, в значительной степени выработанными и обводненными месторождениями. Согласно базовому сценарию, к середине 2030-х гг. на западносибирскую нефтегазовую провинцию придется 60,7% российской нефтедобычи. В дальнейшем предполагается при разработке стимулирующих налоговых механизмов со стороны государства ориентироваться на возможности ресурсного потенциала именно этих регионов России.
Фото: Сергей Карпухин
Во всех представленных в генсхеме сценариях Западная Сибирь остается доминирующим центром добычи нефти в России. Тогда как перспективы освоения Восточной Сибири в основном будут связаны с реализацией проекта «Восток Ойл», охватившего месторождения северных районов Красноярского края. Освоение арктического шельфа в этот период в генсхеме не рассматривается, поскольку (за исключением уже разрабатываемого Приразломного месторождения), в стране, как утверждается в документе, отсутствует утвержденная проектно-техническая документация на морские месторождения на арктическом шельфе. Генеральная схема отмечает необходимость технологического прогресса (как в России, так и в мире) для экономически рентабельной разработки месторождений в акватории российской Арктики при мировых ценах на нефть ниже 80-90 долларов за баррель.
Кроме того, документ подчеркивает сложные экологические аспекты освоения арктических месторождений: используемые на шельфе технологии и оборудование должны полностью исключать возможность разлива нефти. Предполагается, что в ближайшие пятнадцать лет арктические акватории сыграют роль уникальной экспериментальной площадки по созданию и освоению инновационных технологий общемирового значения в области разведки, добычи и транспортировки нефти. Министерство энергетики РФ считает, что острой необходимости в интенсификации разработки шельфа Арктики до 2035 года для поддержания устойчивого уровня добычи нефти в стране нет.
Обнаруженные советскими геологами запасы углеводородов Восточной Сибири в течение десятилетий оставались невостребованными. Регион традиционно рассматривался в качестве главного направления будущего роста российской нефтегазовой промышленности. Согласно официальным данным, общие ресурсы углеводородов Восточной Сибири оцениваются в 8,8 млрд т нефти и 31,9 трлн куб. м газа, однако основная часть — это прогнозные ресурсы, степень разведанности которых очень низка (около 3%). Тогда как в мировой нефтегазовой промышленности акцент сейчас делается на поиске и скорейшем запуске месторождений с большими запасами нефти, обладающих потенциалом быстрой монетизации. Исключение морских нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики из программ их освоения в ближайшие 15 лет, может привести к полному отказу от разработку крупных по объемам запасов в России.
***
Мария Кутузова, специально для GoArctic