Заселение бобрами тундры на Аляске угрожает многолетней мерзлоте
Бобры быстро осваивают тундру на северо-западе Аляски, создав более 11 000 запруд.

Фото: Tim Umphreys / Unsplash
Бобры быстро осваивают тундру на северо-западе Аляски, создав более 11 000 запруд. Зарастание кустарниками местности делает её гостеприимной для грызунов. При этом бобровые плотины вызывают деградацию мерзлоты, пишет Alaska Public Media.
На Аляске темпы колонизации бобрами севера штата уже сравнивают с распространением лесных пожаров.
Ученые из Университета Аляски в Фэрбенксе изучили данные аэрофотосъемки с 1950-х годов. Выяснилось, что экспансия бобров за пределы бореальных лесов началась в 1980-х годах, когда в тундре пошли изменения русел рек и ручьев и появились запруды. Рост запруд ускорился после 2003 года.
Количество бобровых запруд на северо-западе штата от Нома до Коцебу по последним данным достигло отметки в 11 377. Грызуны, однако, не появились за хребтом Брукса на севере боро Норд Слоуп. Регион из-за суровых зим остаётся негостеприимным местом для бобров.
Расширение ареала бобров связано с изменением климата в Арктике. Потепление приводит к зарастанию кустарниками долин рек и ручьев в тундрах. Более мягкие зимы оставляют участки водотоков незамерзающими. Чем и пользуются бобры, расширяя свой ареал обитания.
Многочисленные запруды увеличивают площадь воды в тундрах и приводят к деградации участков многолетней мерзлоты. Особенно заметна проблема на полуострове Сьюард, где стало больше открытой воды, усилилось таяние мерзлоты и увеличился объём подземных вод.
«Запруды на реках и ручьях заливают участки тундровой растительности, которая поглощает тепло, а более теплая вода в свою очередь растапливает мерзлоту, что мы и наблюдаем», – отметил эколог Университета Аляски в Фэрбенксе Кен Тейп.