Сейчас в Архангельске

05:38 -5 ˚С Погода
18+

Заяц Белого моря

Белое море Морской заяц Лахтак Тюлени белого моря
22 февраля, 2019, 13:40

Заяц Белого моря
Морские зайцы на каменистой отмели Онежского залива в начале отлива.Фото В.Н. Светочева.

Белое море – уникальный морской арктический водоём, географически оно расположено южнее бореального Баренцева моря. Белое море является практически полузамкнутым водоёмом, с невысокой солёностью и характерной морской фауной, частью арктической, частью бореальной. В связи с закрытостью и существованием естественного барьера в районе узкого пролива, соединяющего внутренние и открытые районы моря – Горла, -- море имеет скудную в видовом отношении кормовую базу для высших консументов – тюленей и белухи. Кормовые условия являются лимитирующим фактором для всех морских млекопитающих, встречающихся в Белом море, и влияют на длительность их пребывания здесь. Возможно, по этой причине, одни виды являются сезонными мигрантами (гренландский, серый, обыкновенный тюлени и белуха), а другие, совершая миграции, обитают здесь в течение года (нерпа и морской заяц). Для биологического мониторинга нерпы и морского зайца наиболее важным является понимание стратегии использования среды обитания в течение годового цикла:

Белое море. Здесь живут морские зайцы (фото автора, Н.Н. Кавцевича, В.Н. Светочева)


Морской заяц (Erignathus barbatus, или лахтак, - один из самых крупных среди пагетодных (льдолюбивых) настоящих тюленей, встречающихся в морях Арктики. Средняя длина тела по прямой у самцов из Западной Арктики – 222, самок – 222,5 см, масса тела – 300 кг и более. Самки морских зайцев, обитающих в Белом и Баренцевом морях, впервые рожают детенышей в возрасте пяти-семи лет. Небольшая часть самцов становится половозрелыми в пятилетнем возрасте, а среди семилетних самцов уже 90% тюленей достигают половой зрелости (разброс зависит от ареала, где разные условия существования -- в том числе гидрологические, кормовые и т.п.).

Тело взрослого тюленя вытянутое, сигарообразной формы, конечности и голова относительно некрупные. Окраска взрослых особей разнообразна, варьирует от серой, бурой, коричневой до очень тёмной, почти чёрной. Спина темнее, чем брюхо, которое может быть серым или желтоватым. Рисунок на шкуре взрослых особей отсутствует, но у тюленей в возрасте до одного года (сеголетки) может быть слабо выражена мелкая пятнистость. Морда снабжена большим количеством крупных, густо посаженных вибрисс, хорошо видимых с большого расстояния:

Морской заяц. Иллюстрация Н.Н. Кондакова (Атлас морских млекопитающих, 1980)


Новорождённый детеныш достигает 120-140 см длины тела и весит около 30 кг. Детёныши морского зайца появляются на свет в марте на дрейфующих льдах. Эмбриональный волосяной покров сбрасывается частично или даже полностью в утробе матери непосредственно перед рождением. Молочное кормление продолжается до трёх-четырёх недель, молодые тюлени начинают сходить в воду до его окончания. Рост тюленей продолжается до десятилетнего возраста.

Численность популяции тюленей в ареале (Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых моря) достигает не более пятидесяти тысяч особей, в том числе в Белом море – в пределах четырёх-пяти тысяч особей. Несмотря на невысокую численность, морской заяц в Белом море является обычным представителем прибрежных биоценозов, широко распространён и встречается во всех районах в течение всего года.

В период размножения и линьки тюлени не образуют плотных скоплений. В западной части Баренцева моря и в Белом море летом молодые тюлени часто образуют залёжки количеством до двадцати штук в устьях рек или на каменистых отмелях в период отлива. Линять тюлени начинают с апреля, линька продолжается до июля включительно. Поэтому летом лахтаки много времени проводят на каменистых мелководьях вблизи берега. В это время больше всего тюленей, в том числе молодых, находится в Онежском заливе, в районе островов Топы и у Соловков, а также в Двинском заливе:

Морской заяц на отмели Онежского залива в начале отлива (фото В.Н. Светочева)


Практически ежегодно их отмечают в эстуариях и устьях крупных рек (Северная Двина, Мезень):

Морские зайцы на отмелях в Мезенском заливе (фото В.Н. Светочева)


Морские зайцы могут подниматься вверх по течению и какое-то время жить и питаться в пресной воде. В единичных случаях они попадают в сети. Например, 30 мая 2010 г. на 399 км реки Пинеги в желудке морского зайца были обнаружены лещ и плотва (сообщение инспектора Двинско-Печорского территориального управления Федерального Агентства по рыболовству РФ).

Миграции морского зайца не изучены, в 2014-2018 гг. впервые, с использованием метода спутниковой телеметрии, были получены сведения о его сезонном распределении в разных районах Белого моря. Зимой и в начале весны, в ледовый период, морской заяц держится в районах с небольшими глубинами на дрейфующем льду или, реже, – на краю припайного льда, в это время численность лахтака в море минимальная. Считается, что во время весеннего таяния льдов тюлени начинают заходить в Горло и Воронку моря для деторождения и спаривания. После распада припайных льдов, в июне-сентябре, лахтак встречается во всех прибрежных районах Белого моря. 

Осенью тюлени встречаются во всех районах Белого моря, преимущественно группами по две-три особи или одиночно. В это время года в Белом море остаются в основном молодые морские зайцы. Предполагается, что осенью, с началом образования припая у берегов, значительная часть взрослых тюленей покидает Белое море.

Если обыкновенный тюлень или нерпа напоминают издали запятую, то крупный морской заяц может быть похожим на небольшое бревно или крупный камень:

Морской заяц на каменистых отмелях Онежского залива во время полного отлива (фото В.Н. Светочева)


Поэтому лежащего на льдине или на отмели крупного морского зайца визуально можно достаточно легко отличить от других настоящих тюленей. Однако молодые небольшие лахтаки могут поставить в тупик неопытного наблюдателя, решившего определить вид тюленя. Морские зайцы чаще всего встречаются одиночно или небольшими группами, а залёжки более мелких тюленей (нерпа, обыкновенный тюлень) обычно находятся на некотором удалении от залёжек морских зайцев.


Морской заяц на дрейфующем льду Белого моря в апреле (фото В.Н. Светочева)

Лахтак – типичный бентофаг с широким спектром питания. Основу его пищи составляют разнообразные донные беспозвоночные, ведущие малоподвижный или прикреплённый образ жизни: моллюски, ракообразные, полихеты и др.; в отдельных районах важное значение в питании имеют донные и придонные виды рыб: малоротая корюшка, сайка и навага. Список объектов питания морского зайца в Белом и Баренцевом морях обширен и насчитывает более семидесяти видов морских организмов, в Белом море рыба имеет большее значение в питании, чем в других морях.

В Белом море качественный состав питания морского зайца представлен ракообразными, моллюсками, червями и рыбой, всего отмечено двадцать пять видов и групп организмов из разных экологических зон. Пелагические объекты представлены четырьмя видами, донно-пелагические – одиннадцатью и донные – десятью видами и группами. Доминирующими в питании морского зайца в Белом море считаются декаподы, равноногие раки, двустворчатые моллюски, корюшка. Охотится морской заяц и на лососёвых, в его питании отмечены голец, сиг, кумжа. Во время хода сёмги лахтак заходит в северные реки, тюлени поедают крупную рыбу из сетей, а также самостоятельно ловят лососей. В апреле – начале июня (в период разрушения ледовых полей) в пище отмечены декаподы (креветки, краб Hyas araneus), бычковые, мойва, корюшка, сельдь, навага, некоторые камбалы, а доминируют пелагические и донно-пелагические креветки (Sclerocrangon, Crangon), среди рыб – донный бычок-керчак:

Рыба в питании морского зайцы в Белом море (мойва, навага, бычок-керчак, сайка, треска беломорская)

В то же время пелагические амфиподы (Themisto libellula), а также донно-пелагические мойва и навага отмечаются единично. Летом тюлени питаются менее активно, так как до июля включительно переживают линьку. В это время в пище представлены все группы: рыба, декаподы, черви и моллюски, причём декаподы – наиболее часто. Осенью видовой состав беспозвоночных увеличивается, среди ракообразных преобладают пелагические креветки и придонные амфиподы (Anonyx nugax), рыба также составляет значительную долю в питании: бычок-керчак, навага, треска и камбалы. Зимнее питание морского зайца в Белом море практически не изучено, предполагается, что основное значение в это время года имеет рыба (навага, возможно, сельдь). Такова особенность фауны Белого моря: донные сообщества беспозвоночных в нём не такие богатые, как в более тёплом Баренцевом, и общее число видов в морской фауне намного меньше, так как Белое море является арктическим водоёмом. Поэтому тюлени питаются здесь доступными объектами, и в Белом море доля рыбной компоненты в питании морского зайца осенью и зимой относительно более высокая, чем в Баренцевом море:

Соотношение рыбы, ракообразных и других беспозвоночных в питании морского зайца в Белом море в неледовый период (май-октябрь)


Пагетодные тюлени, обитающие в арктических морях, благодаря своему распространению и общей высокой численности, являются естественными индикаторами экологического мониторинга морских экосистем. В перечень видов, являющихся индикаторами устойчивого состояния экосистем Арктической зоны, предложенный Минприроды России, уже входят морж, белуха и нерпа (а также – белый медведь). Настоящие тюлени как консументы, питающиеся другими живыми организмами, интегративно отражают состояние компонентов морской биоты: фито- и зоопланктона, ихтиофауны. В связи с этим важнейшей оценкой любой морской системы является характеристика верхнего трофического (пищевого) звена, его взаимосвязей.

Перспективным видом для целей мониторинга также является и морской заяц. Он широко распространён в Арктике, встречается не только в прибрежных районах материковой зоны, но и у островов, в арктических полыньях в высоких широтах. Качественный состав пищи этого тюленя отличается от нерпы (нерпа внесена в список видов-индикаторов), в его питании много донных объектов, а состояние донных сообществ в биоценозах является одним из критериев благополучия.

В настоящее время представляется весьма актуальной разработка и апробация новых методов мониторинга и изучения современной структурно-функциональной организации популяций морских млекопитающих Арктики. Характер питания, уровень потребления пищи во многом определяют биологические и поведенческие особенности вида, давая ключ к расшифровке многих сторон их жизни.


Автор: Ольга Нагимовна Светочева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих Мурманского морского биологического института (ММБИ КНЦ РАН)

 


далее в рубрике