«Зеленая» энергетика в действии: под Мурманском возводят крупнейший ветропарк
В 80 км от Мурманска, возводят первую ветроэлектростанцию (Кольская ВЭС) мощностью 201 МВт

Одна из главных проблем энергетики Заполярья – избыток электроэнергии. Каскады ГЭС и Кольская атомная станция в Мурманской области производят такие объемы электрической мощности, что несколько сотен мегаватт регулярно остаются невостребованными: они просто не нужны жителям региона, а передать их «соседям» нереально – для этого нет подходящей инфраструктуры.
Буквально через пару лет производимой электроэнергии на Севере станет еще больше: в Кольском районе, в 80 км от Мурманска, возводят первую ветроэлектростанцию (Кольская ВЭС) мощностью 201 МВт. Она начнет свою работу после 2021 года и станет крупнейшим ветропарком в России, расположенным за полярным кругом.
Строительство дорог и территории подстанции Кольской ВЭС вид сверху
Миссия проекта
То, что Мурманская область – энергоизбыточный регион, вовсе не означает, что здесь не должно появляться новых энергетических объектов. Об этом GoArctic рассказал старший советник по возобновляемой энергетике и электромобильности организации АНО «Беллона» Юрий Сергеев.
«Если говорить конкретно о ветропарке, то это уникальный проект, – объяснил эксперт. – В условиях мировой борьбы с изменением климата такие проекты крайне важны, потому что на них, в частности, отрабатываются компетенции и опыт, которых в России не так много в этой области. Сегодня наш мир входит в этап так называемого четвертого энергетического перехода, который заключается в том числе в широком использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ)».
Мурманскую область выбрали местом для строительства ВЭС неслучайно: ветропотенциал в регионе считается одним из лучших в России. Однако, как пояснили в «Беллоне», его «извлечение» сопряжено с жесткими климатическими условиями, удаленностью от трасс и рядом других технических трудностей.
«Если в наших суровых условиях заработает ветропарк такой мощности, значит, и регионам с более благоприятными условиями для строительства будет проще принять решение о большей вовлеченности в ветроэнергетический рынок России, – уверен эколог. – А Мурманская область получит уникальный «зеленый» энергетический объект и сделает небольшой шаг в сторону углеродно-нейтрального будущего».
История вопроса
О том, что Мурманская область богата ветропотенциалом, известно уже несколько десятков лет. Поначалу российские власти относились к возобновляемой энергетике скептически: к примеру, идея строительства ветропарка мощностью в 200 МВт в Кольском районе существует с 2001 года, но лишь в 2008 году Межведомственная комиссия по размещению производительных сил Мурманской области одобрила декларацию о намерениях строительства нового для региона объекта.
«Российские официальные лица серьезно говорили о том, что ветротурбины убивают птиц, червей и кротов, – вспоминал в 2017 году генеральный менеджер экологического объединения Bellona Нильс Бемер. – В России есть законодательство по ВИЭ, планы по увеличению их доли в общем энергобалансе страны, предусмотрены субсидии. Другими словами, в этой сфере произошли глобальные изменения».Поначалу за строительство ветропарка в Мурманской области отвечала голландская компания Windlife Energy. Однако в том же 2017 году по результатам проведенного российским правительством тендера право на строительство двух ветропарков мощностью 201 МВт (Мурманская область) и 90 МВт (Ростовская область) получило ПАО «Энел Россия» – российская генерирующая компания, основным акционером которой является итальянский энергетический холдинг Enel.
Строительство дорог возле Кольской ВЭС, март 2020«В проекте строительства ветропарка в Мурманской области как в зеркале отражается современная история развития ветроэнергетики в России, – отметил Юрий Сергеев. – Планы по строительству подобного объекта прошли четырех губернаторов, а «Беллона» свой первый доклад, посвященный ветроэнергетике на Кольском полуострове, представила еще в 2005 году. Менялись собственники и девелоперы проекта, менялся и уровень заинтересованности регионального правительства. И сейчас, когда стало ясно, что ветропарку быть, экологи приветствуют это событие, а Группа Enel войдет в историю как первый иностранный инвестор в области использования возобновляемых источников энергии в регионе».
Как ожидается, возводимый под Мурманском ветропарк будет поставлять всю вырабатываемую электроэнергию в единую энергосистему России.«Общие инвестиции ПАО «Энел Россия» в три ветроэнергетических проекта составят около 495 млн евро, – сообщили в пресс-службе ПАО «Энел Россия». – В России мы готовы использовать весь наш опыт и высокотехнологичный потенциал, накопленный за последние десять лет работы компании Enel Green Power по всему миру: в Европе, Северной и Латинской Америке, Азии и Африке».
«Для этой цели в рамках реализации проекта ПАО «Энел Россия» построит линию электропередач мощностью 150 кВ протяженностью более 70 км, – добавили в пресс-службе компании. – ПАО «ФСК ЕЭС» в рамках своих обязательств обеспечит строительство распределительного устройства на Мурманской подстанции для подключения высоковольтной линии к национальной энергосети».
Забота о хрупкой экосистеме
Несмотря на сложности, которые не давали построить в Мурманской области ветропарк почти 20 лет, в компании «Энел Россия» уверены в успехе своего проекта.
В экологическом сообществе считают, что запуск Кольской ВЭС станет «дополнительным кирпичиком» в основание энергетической безопасности региона, ведь проект по строительству ветропарка направлен на решение одной из задач Стратегии социально-экономического развития Мурманской области. Речь об устранении энергетических барьеров социально-экономического развития региона и повышении энергоэффективности региональной экономики, в частности, повышении доли энергетических ресурсов, производимых с использованием ВИЭ.«Группа Enel успешно реализует проекты по всему миру, даже в регионах со сложными климатическими условиями, будь то чрезвычайно высокие температуры, почти стопроцентная влажность или песчаные бури в Южной Америке и Африке или, наоборот, низкие температуры и большое количество осадков в Северной Америке или в горных регионах ряда европейских стран, – объяснили в пресс-службе компании. – При выборе площадки для строительства объекта возобновляемой энергетики мы руководствуемся следующими факторами: доступностью природного ресурса (в данном случае это ветровой потенциал), наличием и расположением земельных участков и их рельефа, а также наличием точки подключения к единой энергетической системе (ЕЭС) и расположением площадки по отношению к основным транспортным маршрутам. Таким образом, выбор площадки для строительства Кольской ВЭС был обусловлен исключительным ветровым потенциалом региона, удобным ландшафтом и доступом к наземным и водным транспортным маршрутам. Важно также отметить то внимание, которое региональное правительство и органы власти уделяют нашему проекту с момента появления идеи до его реализации».
Поддержка властей – ключевой фактор в реализации подобных проектов. В то же время, по словам Юрия Сергеева, в России есть регионы, где использование возобновляемых источников энергии началось еще до того, как сформировался механизм государственной поддержки.
«Конечно, есть регионы, которым это просто неинтересно, а есть, например, Якутия, где использование ВИЭ – это способ решения насущных проблем, – пояснил эколог. – Нужно понимать, что развитие ВИЭ в России началось лишь тогда, когда об этом заговорили на самом верху. Очень много сил было потрачено экспертами и общественниками, чтобы доказать, что в определенных местах использование ВИЭ экономически оправдано, а в некоторых у ВИЭ просто нет альтернатив. Север является крайне хрупкой экосистемой, поэтому, на мой взгляд, наиболее актуальными являются технологии с отсутствующим или минимальным негативным влиянием на окружающую среду, в любой, а не только энергетической сфере».
Арктический опыт
Сегодня Россия все еще находится в начале пути, несмотря на распространение практики использования ВИЭ, считают в «Беллоне». К примеру, в российской Арктике аналогов мурманского ветропарка практически нет.
«Из российских примеров в арктических регионах можно отметить лишь ветроэлектростанцию в изолированном поселке Тикси в Якутии, – рассказал Юрий Сергеев. – Станцию из трех ветроустановок мощностью 900 кВт фирмы Komaihaltec запустила в ноябре 2018 года компания «РусГидро». Сейчас ветроэлектростанция работает совместно с существующей дизельной электростанцией поселка. Можно вспомнить еще проект национального парка «Русская Арктика». Там был проведен эксперимент с использованием энергии ветра, однако установки не выдержали резких порывов и выходили из строя при силе ветра 20-25 м/с. В итоге парк сделал выбор в сторону солнечных панелей».
Если говорить об арктической ветроэнергетике в масштабах всего мира, интенсивнее всего она развивается на Аляске.
«Там ветроэнергетика развивается давно, – прокомментировал эколог. – Правда, совокупная мощность всех установок небольшая, составляет около 70 МВт. Хороший опыт есть у Исландии, но там на ветроэнергетику приходится всего 0,04% в общем энергобалансе, хотя он у них «зеленый» на 99,99%. Есть несколько ВЭС в финской Лапландии мощностью от 1 до 51 МВт. В арктических регионах Швеции Вестерботтен и Норрботтен огромное количество проектов. Не могу не вспомнить амбициознейший проект Markbygden Wind Farm мощностью 4 ГВт, который еще не завершен. В Норвегии за Полярным кругом действует шесть ветропарков в губерниях Тромс и Финнмарке, и два в Нордланде».

Ветер и солнце для обогрева
У использования ветровых электростанций немало преимуществ, к которым относят безопасность для окружающей среды, отсутствие вредных выбросов, доступность и неисчерпаемость ресурсов, экономическую рентабельность, простое обслуживание, низкие затраты на эксплуатацию.
И все же попытки использовать ВИЭ в регионе уже были, в том числе и успешные.«Любое использование ископаемого топлива само по себе не экологично, в той или иной степени, – объяснил Юрий Сергеев. – Сейчас в Мурманской области используется достаточно «грязное» топливо в целях производства тепла: мазут или уголь. Естественно, при использовании этих ресурсов вырабатывается немалое количество СО2, что непосредственно сказывается как на чистоте воздуха, так и на ряде других факторов. Наш регион сейчас «мазутозависим», то есть эта проблема носит в том числе экономический и социальный характер».
После успешной реализации проекта в Пялице, опыт распространили на другие села: Чаваньга, Чапома, Тетрино. Общая сумма проекта, который стартовал в 2014 году , составила почти 104 миллиона рублей. Их потратили на установку 360 солнечных панелей общей мощностью 93кВт, 18 ветроэнергоустановок общей мощностью 140 кВт, и 8 дизель генераторов общей мощностью 447,2 кВт.«С помощью ВИЭ решался вопрос энергообеспечения поселка на Терском берегу, где до этого электричество подавалась не круглосуточно, – рассказал эколог. – Там был реализован проект по строительству ветро-солнечно-дизельных установок. В 2013 году администрация села Варзуга (в состав которого входит семь населенных пунктов) получила грант в 30 миллионов рублей на разработку программы по использованию возобновляемых источников энергии для четырех населенных пунктов и установки оборудования в одном из них. Проект в селе Пялица был пилотным. Его реализовали в рамках региональной программы энергосбережения с привлечением федерального финансирования. Всего полгода действия установки дали экономический эффект около 3,5 миллионов рублей».
«Весь этот проект был инициативой муниципального образования село Варзуга, это еще раз подтверждает: когда есть интерес «на местах», найдутся и время, и средства, и исполнители», – заключил эколог.
***
Наталья Линкевич, специально для GoArctic.
Фото ПАО «Энел Россия»