Александр Щелканов: проект «Алексей Косыгин» – тест на устойчивость российской промышленности в эпоху санкций
Успех возможен лишь при условиях создания «санкционно-устойчивых» кластеров с участием науки и госкомпаний; это – модель для всех стратегических отраслей России

Гендиректор компании «Совкомфлот» Игорь Тонковидов сообщил, что в ближайшие дни должен начаться третий этап испытаний газовоза «Алексей Косыгин». «Если все показатели на испытаниях будут достигнуты, – заявил Тонковидов, – то существует хорошая вероятность поставки судна в работу во второй половине этого года». Комментирует эксперт ПОРА, Александр Щелканов, доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
«Алексей Косыгин» – первый отечественный газовоз арктического класса. Изначально первые 5 судов данной серии планировались к сдаче в 2023 году, но сроки неоднократно переносились из-за санкций и ухода зарубежных партнеров. Так, в декабре 2024 – феврале 2025 года на ходовых испытаниях «Алексея Косыгина» были выявлены неполадки, которые сорвали передачу судна в I квартале 2025 года. Перенос сроков сдачи – прямое следствие санкционного давления.
Инициатива по строительству первого отечественного арктического газовоза – знаковый шаг для национальной экономики. Успешный ввод «Косыгина» в эксплуатацию станет тестом на импортонезависимость отечественного судостроения в условиях санкций. Однако зависимость от неподконтрольных технологий сохраняет высокие риски для всей серии. И ситуация вокруг судна «Алексей Косыгин» отражает системные вызовы, с которыми сталкивается судостроение.
«Совкомфлот» демонстрирует оптимизм, реализация проекта зависит от преодоления двух ключевых проблем: устранения технических неполадок, выявленных в ходе испытания, и поиска других лицензионных технологий GTT для большинства продукции из серии. Сроки поставки остаются условными из-за сохраняющихся внешних ограничений.
Ключевое преимущество газовозов данной серии – адаптация к северным условиям и использование мембранной системы хранения СПГ Mark III (лицензия GTT). Однако для серии из 15 судов лицензия получена только на два («Алексей Косыгин» и «Сергей Витте»). После введения санкций против ССК «Звезда» компания GTT прекратила с ней сотрудничество. Уход основного поставщика оборудования, Samsung Heavy Industries, и GTT создал дефицит технического обеспечения и показал уязвимость цепочек поставок.
Особенно критична потеря Gaztransport & Technigaz – это мировой монополист в технологиях мембранных систем СПГ. Отсутствие лицензий GTT для 13 из 15 судов означает проблему правомерности их эксплуатации, а без этого вся программа «Арктик СПГ – 2» находится под вопросом.
Заявленная адаптация судов к северным условиям – безусловное достижение. Но выявленные на испытаниях дефекты подтверждают, что замена импортного оборудования требует времени. Успех третьего этапа испытаний в июне определит не только судьбу «Косыгина», но и готовность России к импортонезависимости в высокотехнологичных отраслях.
Как член Экспертного центра по ESG-трансформации, отмечу двойственность ситуации. Переход на СПГ снижает углеродный след арктических перевозок. Но санкции могут спровоцировать упрощение экологических стандартов. Недочеты при достройке (например, замена GTT) повышают риски аварий экосистемах Арктики.
Проект иллюстрирует ключевую проблему малого и среднего бизнеса в кооперации с госзаказом – переносы сроков срывают планы субподрядчиков. Поэтому требуется механизм госгарантий для МСП в стратегических проектах.
«Звезда» и «Совкомфлот» демонстрируют политическую волю, но проект остаётся заложником глобальной технологической разобщенности. Успех возможен лишь при условиях создания «санкционно-устойчивых» кластеров с участием науки и госкомпаний. Это – модель для всех стратегических отраслей России.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.