Александр Воротников – о роли ТТК для развития арктических территорий страны

Александр Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА, доцент Института общественных наук (ИОН) Президентской Академии отмечает важность такого масштабного инфраструктурного проекта, как ТТК, для развития российского Заполярья.
В России по поручению Президента РФ Владимира Путина ускоряется развитие Арктической зоны Российской Федерации. По поручению президента РФ Стратегия развития Арктики полностью обновляется. Стержнем развития российской Арктики и Дальнего Востока становится Трансарктический транспортный коридор (ТТК).
При этом развитие ТТК связано и с судостроительной промышленностью. В стратегии её развития закреплено строительство более 130 новых судов арктического класса. Планом развития ТТК и прилегающей территории предусмотрено также строительство 10 ледоколов, включая и атомные. Будут построены 14 новых морских портов и терминалов, а также три железнодорожных магистрали.
Развитие ТТК коренным образом изменит экономическую ситуацию на российском Севере. Вследствие этого объем налогов, который будет сгенерирован, к 2035 г., при реализации тех проектов для которых российские компании будут использовать Трансарктический транспортный коридор, превысят 13 триллионов рублей, или около двух триллионов долларов.
Каждый регион АЗРФ действует согласно его задачам в этом титаническом проекте. Ямал в этом проекте занимает центральное место и играет важнейшую роль. По итогам 2024 года Ямал перечислил в федеральный бюджет налогов на сумму в 3,5 триллиона рублей. Губернатор Дмитрий Артюхов отметил, что по данному показателю регион входит в тройку лидеров страны. В этом году поступления в бюджет должны уверенно расти.
Это связано с развитием округа, и реализацией уже действующих, и планируемых проектов. Например, только полуостров Ямал располагает подготовленными разведанными запасами газа в размере более 17 триллионов куб.м. Несомненно, проект по СПГ после окончания СВО получит дальнейший прогресс, и это будет связано, в первую очередь, с развитием ТТК в рамках «Поворота на Восток». Хотя очевидно, что СПГ будет востребован и на других рынках, европейском и американском.
Важную роль в развитии Ямала, и росте налоговых поступлений будет связано с важнейшим транспортным проектом для всей страны. Президент РФ поручил достроить и запустить проект Северного широтного хода (СШХ). Реализация этого проекта позволит связать территории Ямала с Северной и Свердловской железными дорогами. А это позволит организовать транзит грузов в обе стороны – как в европейскую и азиатскую часть России, так и обратно. Произойдет рост перевалки грузов в портах, рост перевозок по ТТК. Это потребует, на мой взгляд, строительства на Ямале, нового и более удобного, чем Сабетта, порта.
Важным источником налогов для Ямал должно стать развитие местной перерабатывающей промышленности и туризма. По итогам 2024 года ЯНАО вошёл в тройку лидеров по приросту туристического потока среди арктических регионов. По данным Ассоциации туроператоров России , в 2024 году в арктическую зону приехали 1,3 миллиона туристов, которые останавливались на ночь в гостиницах. Это на 8,3% больше, чем в прошлом году (1,2 миллиона туристов). И перспективы роста, после реконструкции по концессии аэропорта Салехарда и развития СШХ огромны.Рост будет в несколько раз. А следовательно, и увеличение налоговых поступлений в бюджет ЯНАО.