Александр Залецкий: о перспективах взаимодействия со странами БРИКС в сфере беспилотных авиационных систем
Развитие беспилотных авиационных технологий в рамках БРИКС открывает новые горизонты для технологического лидерства России

Эксперт ПОРА Александр Залецкий, преподаватель кафедры землеустройства и кадастров Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), рассказывает о возможных направлениях реализации совместных проектов в рамках БРИКС по развитию беспилотных авиационных систем.
Беспилотные авиационные системы (БАС) становятся ключевым направлением технологического развития в XXI веке. Их применение охватывает гражданскую и военную сферы: от мониторинга инфраструктуры и выполнения авиационно-химических работ в сельском и лесном хозяйстве до решения задач обороны. Россия обладает значительным научно-техническим потенциалом в сфере беспилотной авиации и смежных технологиях, который может быть интересен дружественным странами и странам БРИКС для создания и развития совместных проектов.
Актуальность и заинтересованность в развитии международного сотрудничества в сфере беспилотных авиационных технологий подтверждается перечнем поручений президента РФ от 19 марта 2025 г. о развитии беспилотных авиационных систем. Так, поручение №Пр-589, п. 4 предполагает организацию проведения международного форума по развитию беспилотных систем, где будут обсуждаться вопросы организации международного сотрудничества.
Потенциальными вопросами для обсуждения на международном форуме могут стать:
- Обмен передовыми технологиями и лучшими практиками разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
- Создание совместных производственных и исследовательских программ.
- Разработка единых стандартов и нормативной базы для интеграции БАС в глобальное воздушное пространство и др.
Форум может стать платформой для укрепления кооперации между странами БРИКС, где каждая из сторон обладает уникальными компетенциями. Например, Бразилия располагает уникальным опытом эксплуатации БАС сельскохозяйственного назначения. Китай лидирует в массовом производстве дронов. Индия сильна в разработке программного обеспечения. Южно-Африканская Республика обладает опытом эксплуатации автономных БАС, оснащенных ИИ. У России есть уникальные наработки в области обеспечения устойчивой связи, навигации и киберзащищенности, а также опыт выполнения сложных проектов в сложных климатических условиях Арктики.
Одним из примеров успешного взаимодействия является проект SKYTECH BRICS, направленный на создание инновационных решений в аэромобильности. В рамках инициативы разрабатываются:
- Гибридные беспилотники для логистики в труднодоступных регионах.
- Системы искусственного интеллекта для автономных полетов.
- Экологичные модели с увеличенным временем работы.
Сотрудничество в сфере разработки, изготовления и эксплуатации гражданских беспилотных авиационных систем потребует создания совместных рабочих групп для решения таких задач как:
1. Гармонизация технических требований к беспилотным авиационным технологиям — разные стандарты и требования могут замедлять совместные проекты.
2. Защита технологий — необходимо обеспечить безопасность данных и интеллектуальной собственности.
3. Научное сотрудничество и создание признанных методик апробации технологий — единые требования к апробации технологий откроет новые возможности для безопасной эксплуатации БАС.
Преимущества партнерства в рамках БРИКС очевидны: снижение затрат за счет масштабирования, ускорение внедрения инноваций и усиление позиций стран участников на глобальном рынке.
Развитие беспилотных авиационных технологий в рамках БРИКС открывает новые горизонты для технологического лидерства. Совместные исследования, производство и стандартизация позволят не только укрепить экономические связи, но и обеспечить суверенитет в критически важной отрасли. Возможность сотрудничества со странами БРИКС открывает новые перспективы для совместных проектов. Проведение международного форума по инициативе России станет важным шагом в этом направлении.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.