Сейчас в Мурманске

18:25
18+

Александр Залецкий – о планах совместной работы Промсвязьбанка, ЦБСТ и ФЦ БАС по развитию беспилотных систем

Сотрудничество может дать новые возможности для реализации высокотехнологичных проектов с применением автономного транспорта в российской Арктике

Арктический транспорт Эксперты Освоение Арктики Технологии в Арктике
18 декабря, 2025, 16:28
Александр Залецкий – о планах совместной работы Промсвязьбанка, ЦБСТ и ФЦ БАС по развитию беспилотных систем

Промсвязьбанк, Центр беспилотных систем и технологий (ЦБСТ) и Федеральный центр беспилотных авиационных систем (ФЦ БАС) объявили в середине декабря 2025 года о сотрудничестве для развития беспилотных систем гражданского и двойного назначения, сообщает «Интерфакс». Оно открывает новые перспективы в сфере беспилотных технологий в Арктике и подтверждает системный характер государственной политики в этой области, открывая новые горизонты для практического внедрения технологий автономного транспорта, уверен эксперт ПОРА Александр Залецкий, преподаватель кафедры землеустройства и кадастров Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

В условиях активного освоения Арктической зоны России и роста геополитической значимости макрорегиона особую актуальность приобретают передовые технологические решения, способные обеспечить устойчивое, безопасное и экономически эффективное функционирование инфраструктуры в экстремальных климатических условиях. Одним из ключевых направлений технологического задела, обеспечивающего устойчивое развитие макрорегиона, выступают беспилотные технологии. Для решения задач в АЗРФ в настоящее время применяются, разрабатываются или находятся на этапе внедрения автономные транспортные системы всех сред для решения целого ряда задач.

Так, спутниковые группировки в автономном режиме обеспечивают связь, выполняют дистанционное зондирование Земли; в воздухе регулярно эксплуатируются беспилотные авиационные системы (БАС) для мониторинга инфраструктуры и окружающей среды, в экспериментально-правовых режимах выполняются авиаперевозки грузов; в тестовом режиме внедряются беспилотные наземные транспортные средства (БНТС), беспилотные надводные (БНА) и беспилотные подводные аппараты (БПА) для доставки грузов и сбора данных об окружающей среде.

Крупнейшие недропользователи российской Арктики и государственные корпорации, такие как ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Роснефть», ПАО «Норникель», АО «Алроса», Госкорпорация «Росатом» и др., в течение последнего десятилетия активно внедряют БАС для мониторинга инфраструктуры, экологического контроля, ледовой разведки и геофизических съёмок.

Например, ПАО «Газпром» применяет беспилотные воздушные суда (БВС) самолётного типа для инспекции магистральных газопроводов и для мониторинга парниковых газов; ПАО «Норникель» использует БВС для аэрофотосъемки и воздушного лазерного сканирования труднодоступных и опасных для человека зон; «Алроса» пользуется мультироторными аппаратами для аэрогеофизических работ в Якутии.

Важную роль играют государственные структуры: Минэкономразвития, Минтранс, Минприроды, Росгидромет, МЧС России и др. Они не только формируют условия для эксплуатации автономных транспортных систем, но и непосредственно применяют автономный транспорт для метеонаблюдений, поисково-спасательных операций, контроля безопасности и т.д. В то же время масштабное развёртывание систем в АЗРФ сдерживается рядом объективных факторов.

Создание дополнительных финансовых инструментов для приобретения и модернизации беспилотных комплексов в Арктике, их разработки и изготовления, создания сервисной инфраструктуры (аэродромной инфраструктуры, специализированных терминалов, зарядных станций, центров связи для контроля и управления, ремонтных баз), цифровых сервисов, а также технологическая поддержка на системном уровне будут способствовать реализации стратегических планов по формированию в АЗРФ «цифровой экосистемы» для автономного транспорта всех сред в следующие 5 лет.

Сейчас применение автономных видов транспорта в арктических условиях сдерживается рядом фундаментальных ограничений, требующих междисциплинарного подхода и участия крупных, системообразующих организаций. Основные особенности и технологические вызовы для эксплуатации автономного транспорта в Арктике:

  •  Экстремальные климатические условия. Температуры до –60 °C оказывают критическое влияние на энергоёмкость аккумуляторов литиевого типа, сокращая время работы в 2–4 раза. Топливо, масла и смазочные материалы теряют текучесть, а конструкционные материалы подвержены хрупкому разрушению. Это требует применения специализированных термоконтейнеров, систем подогрева и специально разработанных материалов.
  • Полярная ночь и низкая освещённость. Длительный период без солнечного освещения или с его недостатком делает бесполезными классические оптические системы. Необходимо применение мультиспектральных сенсоров (ИК, термальных, радиолокационных) и алгоритмов навигации без привязки к визуальным ориентирам, в т.ч. с применением алгоритмов ИИ.
  • Сложные метеоусловия. Частые метели, туманы, обледенение и сильные ветры (до 30 м/с) создают непреодолимые барьеры для лёгких и средних БВС, БНТС, БНА. Так, обледенение несущих поверхностей БВС приводит к резкому изменению аэродинамики и потере управляемости. Требуются активные системы противообледенения и повышенная устойчивость к турбулентности.
  • Отсутствие транспортной и жилой инфраструктуры. Большая часть АЗ РФ удалена от дорог, аэродромов и населённых пунктов. Это затрудняет доставку автономного транспорта к местам производственной деятельности, их обслуживание и замену компонентов. Мобильные пуско-зарядные комплексы и платформы на базе вездеходов (например, «Витязь» или «Трэкол») становятся вынужденной, но дорогой альтернативой и не могут закрыть все потребности.
  • Ограниченная инфраструктура связи. Отсутствие наземных сетей сотовой и широкополосной связи делает невозможным передачу данных в реальном времени. Использование спутниковых каналов («Iridium», «Ямал») компенсирует этот пробел частично и сопряжено с высокой задержкой сигнала, ограниченной пропускной способностью и значительными затратами.
  • Навигационные трудности. В высоких широтах снижается точность ГНСС-систем из-за ионосферных возмущений и увеличения угла возвышения спутников; также на точность навигации оказывает влияние близость магнитного полюса. Это требует резервирования навигации инерциальными системами (ИНС), технологиями альтернативной навигации (визуальной, по радиомаякам, гравиметрической и т.д.).


Для преодоления ограничений целесообразно:

  • развивать ремонтопригодные автономные виды транспорта с гибридной энергетикой (водородные топливные элементы, специально подготовленные двигатели внутреннего сгорания);
  • создавать мобильные арктические дрон-хабы на базе модульных станций с возможностью автоматической зарядки и техобслуживания;
  • внедрять единые арктические протоколы связи с использованием спутниковых группировок (например, «Сфера»);
  • формировать национальную базу данных по арктическим СМУ для обучения ИИ-моделей прогнозирования условий эксплуатации;

  • ускорить принятие технических регламентов и стандартов для автономного транспорта, типовых сценариев эксплуатации в экстремальных условиях.

Автономные, или беспилотные, технологии являются неотъемлемым инструментом устойчивого освоения Арктики, однако их полномасштабное внедрение возможно при учёте специфики макрорегиона, системной модернизации технической и инфраструктурной базы. Участие системообразующих финансовых организаций и федеральных центров, таких как ПАО «Промсвязьбанк», ЦБСТ и ФЦ БАС, создает новые возможности для плодотворного сотрудничества и реализации высокотехнологичных проектов с применением автономного транспорта в российской Арктике.



 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.







далее в рубрике