Сейчас в Архангельске

23:05
18+

Александра Никанорова – об эксперименте по легализации гостевых домов в АЗРФ

Для арктических территорий классификация и легализация гостевых домов представляются особенно актуальными – ведь здесь остра нехватка номерного фонда, а строительство гостиниц наталкивается на высокие затраты и длительные сроки реализации проектов

Арктический туризм Эксперты Арктическая зона
10 декабря, 2025, 20:52
Александра Никанорова – об эксперименте по легализации гостевых домов в АЗРФ

В Поморье владельцы гостевых домов должны провести регистрацию объектов в турреестре до 1 января 2026 года. Принятые в регионе осенью 2025 года изменения в региональный закон «О туризме и туристской деятельности» разрешают предоставлять услуги гостевых домов в индивидуальных жилых домах – в рамках эксперимента, который проводится во исполнение федерального закона от 7 июня 2025 года №127-ФЗ. Всего этот эксперимент затрагивает 17 субъектов РФ. Комментирует эксперт ПОРА, к.г.н., старший научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Никанорова.

Гостевые дома сегодня следует рассматривать как один из ключевых инструментов повышения емкости и территориальной распределенности средств размещения, особенно в регионах с растущим внутренним турпотоком и хроническим дефицитом классической гостиничной инфраструктуры. Это в полной мере относится к Арктической зоне Российской Федерации, где нехватка гостиниц и номерного фонда заметно выше среднероссийских показателей, а развитие капитальных средств размещения наталкивается на высокие затраты и длительные сроки реализации проектов.

Для арктических территорий классификация и легализация гостевых домов представляются особенно актуальными. В малых арктических поселениях гостевые дома зачастую являются практически единственной реалистичной формой включения местных жителей в индустрию туризма без радикальной трансформации традиционного образа жизни. Формализация этого сегмента через понятные правовые механизмы создает для домохозяйств прозрачные правила игры, снижает регуляторные риски и открывает доступ к мерам поддержки малого бизнеса и специальным арктическим режимам.

Легализация гостевых домов посредством включения в специальный реестр и присвоения им статуса средства размещения формирует более предсказуемый и безопасный продукт для туриста. Появляются официально закрепленные требования к объектам размещения, единые стандарты и инструменты контроля качества. Для региональных и муниципальных властей это, в свою очередь, обеспечивает прозрачность рынка, статистическую наблюдаемость, возможность адресной поддержки и интеграции гостевых домов в программы развития туризма, маркетинговые инициативы и инфраструктурное планирование.

При корректной адаптации нормативных требований к арктическим условиям гостевые дома могут стать одним из ключевых инструментов наращивания туристского потенциала Арктической зоны РФ и одновременно – механизмом устойчивой поддержки местных сообществ. Уже сегодня малые форматы размещения и гостевые дома фактически используются на ряде арктических направлений, компенсируя нехватку гостиниц, но во многом остаются в «серой» зоне регулирования и статистики. Перевод этого сложившегося сегмента в легальное поле превращает его в управляемый ресурс территориального развития.

Особое значение гостевые дома в Арктике приобретают с точки зрения усиления локальной идентичности туристского продукта. Проживание в домах коренных народов, участие в традиционных видах деятельности, знакомство с местной кухней и культурой формируют высокую добавленную стоимость и отвечают мировому тренду на «подлинный» опыт. Это органично согласуется с задачами Стратегии развития Арктической зоны РФ по поддержке коренных малочисленных народов и диверсификации региональной экономики за счет туризма.

Вместе с тем нельзя игнорировать и риски. Среди них – потенциальные конфликты между жилищным и коммерческим использованием индивидуальных домов, а также опасность сугубо формального подхода к классификации, когда процедура не сопровождается реальным повышением стандартов безопасности и качества. Дополнительные вопросы связаны с сопряжением деятельности гостевых домов с миграционным и полицейским контролем, учетом размещаемых лиц и передачей данных. Эти механизмы требуют очень взвешенной настройки, чтобы не перегрузить малый бизнес избыточными бюрократическими требованиями.

Отдельно стоит отметить, что включение Архангельской области в эксперимент по легализации гостевых домов создает естественный «полигон» для отработки именно арктически ориентированных требований. Результаты этого эксперимента представляются принципиально важными для выработки масштабируемых решений, которые в дальнейшем могут быть распространены на всю Арктическую зону РФ. В этих условиях поддержка и развитие гостевых домов в Арктике следует рассматривать не как периферийную инициативу, а как стратегический элемент государственной политики в сфере туризма и регионального развития.


 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.






далее в рубрике