Сейчас в Мурманске

01:02
18+

Алексей Фадеев – о новом Экспертном совете по вопросам развития АЗРФ при Комитете по внешним связям Санкт‑Петербурга

Санкт-Петербург имеет огромный промышленный, транспортный, научный и культурный арктический потенциал; новый коллегиальный орган призван стать медиатором, связующим звеном, содействующим целям развития и освоения Арктики

Северо-запад Санкт-Петербург
29 октября, 2025, 22:31
Алексей Фадеев – о новом Экспертном совете по вопросам развития АЗРФ при Комитете по внешним связям Санкт‑Петербурга

24 октября 2025 года в Смольном состоялось первое заседание Экспертного совета по вопросам развития АЗРФ при Комитете по внешним связям Санкт‑Петербурга. О задачах нового органа, который действует в городе, крайне важном для освоения российской Арктики, рассказывает вошедший в его состав эксперт ПОРА Алексей Фадеев, доктор экономических наук, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области.

Экспертный совет создан в целях более полного и активного использования арктических компетенций Санкт-Петербурга, а также расширения участия города в программах и проектах развития арктических регионов. В состав Экспертного совета вошли представители научно-исследовательских и образовательных организаций, производственных предприятий и общественных объединений.

Промышленный потенциал Санкт-Петербурга в вопросах реализации проектов в Арктике трудно переоценить. Особенность региона заключается в относительной географической близости к разведанным месторождениям углеводородного сырья, здесь расположены крупнейшие промышленные и судоремонтные предприятия, научно-исследовательские и образовательные учреждения.

Всё это дополняется очевидными конкурентоспособными преимуществами порта Санкт-Петербург, которые превращают город не только в перспективную промышленную и научную базу освоения арктического шельфа, но и один из важнейших транспортных узлов России.

Начало освоения шельфа арктических морей и наращивание объёмов транспортировки нефти неизбежно приведут к тому, что Санкт-Петербург станет промышленной базой будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов региона, что даст импульс развитию промышленных предприятий Северо-Запада. Можно утверждать, что Санкт-Петербург сегодня имеет такое же стратегическое значение для российской экономики в вопросах освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа, как норвежский порт Ставангер и шотландский Абердин в начале нефтяной добычи на шельфе Северного моря более 50 лет назад.

Санкт-Петербург в силу выгодного географического положения, логистических преимуществ, развитой инфраструктуры и мощной энергетической системы уже сейчас является регионом, который стоит в центре деловых интересов российских и зарубежных нефтегазовых компаний, реализующих крупные международные проекты. В Санкт-Петербурге расположена штаб-квартира крупнейшего газового холдинга – ПАО «Газпром», а также головные офисы практически всех его дочерних обществ.

Наличие в регионе учреждений фундаментальной и прикладной науки создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста реального сектора экономики и перехода к технологическому развитию и производству инновационных видов продукции.

Перспективы освоения разведанных на арктическом шельфе месторождений углеводородного сырья и создания производственной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга открывают дополнительные возможности для сервисных компаний в вопросах привлечения предприятий-поставщиков продукции, товаров и услуг по целому ряду направлений.

Арктическая логистика и транспорт

Санкт-Петербург является местом базирования торгового флота, располагая мощной портовой инфраструктурой. Город с его научным, промышленным и инновационным потенциалом, а также развитой транспортной инфраструктурой и портовыми мощностями играет важную роль в развитии Трансарктического транспортного коридора.

Порт Санкт-Петербург способен принимать грузовые суда, такие как контейнеровоз «Севморпуть», и обеспечивать высокую скорость работы с грузами. Использование возможностей порта Санкт-Петербург для организации перевозок может позволить существенно нарастить мощности Трансарктического транспортного коридора и сократить сроки поставок. С учётом развитой транспортной инфраструктуры и складских мощностей Санкт-Петербург может играть роль транспортного хаба, в котором будут консолидироваться различные партии грузов из регионов страны для дальнейшей отправки по Трансарктическому коридору.

Судостроительные компании Санкт-Петербурга – профессионалы с уникальным опытом успешного освоения арктического региона, производства гражданских судов различного назначения, создания морских технических средств для освоения океана и его шельфа, включая Арктическую зону РФ, развития судоходства на внутренних водных путях, модернизации рыбопромыслового и специализированного флота, обновления парка портовой техники.

Санкт-Петербург способен играть значительную роль в развитии авиационного сообщения в АЗРФ. Город обладает существенным промышленным, инфраструктурным и образовательным потенциалом для сотрудничества в сфере авиации с российскими арктическими регионами, которые остро нуждаются в высококачественных современных летательных аппаратах.

Продвижение петербургских авиастроительных компаний на рынках АЗРФ будет способствовать повышению информированности граждан и компаний Арктики о смежных товарах и услугах, производимых Санкт-Петербургом.

Освоение углеводородных месторождений Арктики

Выгодное географическое положение и развитая инфраструктура делают Санкт-Петербург привлекательной площадкой для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта плат форм и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов.

На начальном этапе реализации нефтегазовых проектов в Арктике региональные предприятия готовы выполнять буровзрывные работы, дробление, перемещение скальных пород, намыв песка, строительство подъездных и внутриобъектовых автомобильных дорог, возведение причалов, проведение всех электромонтажных работ для временного энергоснабжения на период строительства, устройство сетей и коммуникаций под временные и постоянные здания и сооружения. Судоремонтные предприятия области способны выполнять сборку металлоконструкций, строительство плавпричалов, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождения.

Кроме того, на первых этапах освоения месторождений многое из необходимого для реализации проектов может быть представлено российскими, в том числе региональными компаниями Санкт-Петербурга: от газотурбинных установок, труб, стали до гвоздей. Могут быть задействованы мощности региональных компаний при проведении изысканий, буровых работ, оказании транспортных услуг, в том числе судоходными компаниями. Весьма перспективным является использование для нужд проектов высокопроизводительной портовой инфраструктуры.

Перспективный фронт работ вырисовывается также для сервисных предприятий региона. Предстоит обеспечить размещение тысяч сотрудников с полным спектром услуг: питание, бытовые услуги и т.д.

Санкт-Петербург обладает высоким и уникальным потенциалом в сфере недропользования и гидрографии арктических территорий. В городе работают производственные и научно-исследовательские организации, способные выпускать оборудование и проводить полевые исследования на высоком профессиональном мировом уровне. Многие организации Санкт-Петербурга работают в этой сфере десятки лет, имеют научные связи с международными институтами и лабораториями, что позволяет им эффективно и динамично развиваться, в том числе проводя работы для нужд Арктической зоны Российской Федерации.

Связанность территорий РФ и арктический туризм

Основной проблемой, с которой сталкиваются туроператоры, является труднодоступность точек старта арктических туристских маршрутов. Роль Санкт-Петербурга в преодолении этих сложностей значительна. Будучи крупнейшим транспортным хабом Северо-Запада России, город имеет возможность стать удобной отправной точкой для путешественников из Европы, южных и западных регионов России. Помимо транспортной, город имеет высокоразвитую туристскую инфраструктуру, что может сделать его интересным пунктом начала туристских туров по Российской Арктике. Развитие арктического туризма в Санкт-Петербурге вошло в число основных предложений от города в Стратегию развития Арктической зоны, утверждённую президентом РФ.

Прирост туристской отрасли на 10% за счёт развития арктического туризма может дать экономике Санкт-Петербурга дополнительно порядка 37 млрд рублей ежегодно.

Наука и образование

Санкт-Петербург — один из крупнейших научно-образовательных центров России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 300 научных организаций, в числе которых более 65 организаций Российской академии наук и других государственных академий, 10 государственных научных центров, более 170 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Кадровый потенциал науки и профессионального образования Санкт-Петербурга составляет более 186 тысяч работников, включая 8 тысяч докторов наук и более 25 тысяч кандидатов наук. В настоящее время система профессионального образования Санкт-Петербурга представлена образовательными организациями разных форм собственности и разного ведомственного подчинения двух уровней профессионального образования: высшего и среднего профессионального, а также научными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации).

Система среднего профессионального образования включает 118 образовательных организаций, из них — 81 государственная профессиональная образовательная организация, а также 31 структурное подразделение в образовательных организациях высшего образования и 6 подразделений негосударственных вузов, осуществляющих подготовку специалистов.

Всё вышеизложенное свидетельствует об уникальном научном и культурном арктическом потенциале Санкт-Петербурга. Организации города способны проводить исследования во всех сферах, важных для развития АЗРФ. Предприятиями и организациями накоплены богатейшие ресурсы и технологии, эффективное применение которых позволит решить многие проблемы Арктики, обеспечить северные территории уникальным оборудованием и методиками работы.

Санкт-Петербург на протяжении XX-XXI веков является флагманом решения задач освоения Арктики. Развитие сотрудничества Санкт-Петербурга с арктическими регионами может приносить 30–40 млрд рублей в год за счёт выполнения научными организациями различных подрядных исследовательских и проектных работ для нужд компаний, работающих в АЗРФ.

Роль Экспертного совета по вопросам развития АЗРФ

В этой связи роль Экспертного совета по вопросам развития АЗРФ при Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга приобретает особое значение. Данный коллегиальный орган призван стать медиатором, эффективно работающим связующим звеном, с одной стороны, объединяющим предприятия региона, а с другой — оказывающим всестороннюю поддержку компаниям Санкт-Петербурга, планирующим участие в проектах, реализуемым на территории АЗРФ.

Участие предприятий и организаций города в реализации мероприятий, направленных на развитие и освоение Арктики, способствует защите российских национальных интересов. Укрепление хозяйственных связей петербургских компаний с арктическими территориями выгодно и для экономики города, так как создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются поступления в региональный бюджет, раскрывается и эффективно используется научно-технологический потенциал Санкт-Петербурга.

 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

Представителям СМИ:  редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.


далее в рубрике