Сейчас в Архангельске

18:42
18+

Алексей Фадеев – о новом этапе сотрудничества России и КНР в Арктике

Несмотря на различные подходы в правовом поле в отношении суверенитета Арктики, страны не только сумели найти компромисс по целому ряду спорных вопросов, но и перевели партнерские договорённости с бумаги в практическую плоскость

Китай в Арктике Международное сотрудничество в Арктике
16 октября, 2025, 16:02
Алексей Фадеев – о новом этапе сотрудничества России и КНР в Арктике

Фото: Илья Деев

Россия и Китай утвердили план мероприятий по развитию перевозок по Северному морскому пути (СМП) на заседании Подкомиссии по сотрудничеству по СМП, которое прошло в середине октября 2025 года в Харбине. Комментирует Алексей Фадеев, доктор экономических наук, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области.

Данное решение является логичным развитием сотрудничества с КНР, активно развивающегося в последние годы. За десятилетия российско-китайские отношения прошли серьёзную эволюцию от «конструктивного партнерства» до «всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства». Одним из направлений совместной деятельности двух стран, закрепленные на уровне государственных документов, стало совместное сотрудничество в вопросах освоения Арктики. Стороны подчеркивают, что совместное освоение арктических пространств способно дать импульс развитию взаимодействия в других взаимосвязанных областях, например, в транспортной сфере – в совместном развитии Северного морского пути.

Стоит отметить, что ранее ряд экспертов по-разному оценивали перспективы присутствия Китая в Арктике в качестве стратегического партнера России, говоря о «китайской угрозе Арктике», которая во многом базировалась на различных подходах к оценке международных документов, касающихся Арктики («Договор о Шпицбергене» от 1920 г., Конвенция ООН по морскому праву от 1980 г.), а также рядом неурегулированных вопросов в арктической повестке. 

Одной из точек разногласий являлась позиция Китая в отношении Арктики, которую КНР рассматривает как «общее наследие человечества» и выступает за интернационализацию Северного морского пути, что идет в разрез с позицией России по данному вопросу. 

Наряду с этим, несмотря на указанные существовавшие разногласия, современная практика только лишь подтверждает успех российско-китайского сотрудничества в Арктике, в том числе в транспортной и энергетической сферах. Сегодня мы видим участие китайских компаний в качестве партнеров и инвесторов в проектах освоения Арктики, что, в том числе, дополнительно позволяет Российской Федерации получать доступ к передовым технологиям, а также диверсифицировать финансовую нагрузку.

Некоторые китайские эксперты рассматривают совместную реализацию энергетических проектов в российской Арктике в качестве стратегической основы для развития двусторонних отношений. Так, исследователь Сяо Ян рассматривает российский энергетический проект «Ямал СПГ» в качестве главного прорыва российско-китайского арктического сотрудничества и опорной точки «арктического энергетического коридора», способного принести существенный мультипликативный эффект и важнейшее стратегическое значение для обоих государств. Важно, что данный проект рассматривается в тесной взаимоувзяке с развитием Северного морского пути.

Китай демонстрирует по-настоящему взвешенный и стратегический подход в проведении как внутренней, так и внешней политик. Развитие китайского государства ориентировано на весьма долгосрочную перспективу, руководство страны стремится смотреть вперед на несколько десятилетий и даже столетий. Доказательством этому служит принятие в ближайшее время 200-летней стратегии развития государства. И Арктика занимает в экономической повестке государственной стратегии Китая весьма значимую позицию.

Стоит отметить, что не имея выход к Северному ледовитому океану, Китай сумел добиться получения статуса «около-арктического» государства (Near-Arctic State, 近北极国家), обосновывая свой интерес к участию в изучении Арктики, происходящими в ней изменениями климата, что имеет важное значение для Китайской народной республики. Что касается экологических исследований, то для данного государства их проведение действительно весьма актуально, поскольку изменение климата в Арктике влияет на климат отдельных регионов Китая. Поэтому, страна, которая является одним из лидеров по выбросам вредных веществ, не может не задумываться об этом. И таким косвенным путем Китай пытается улучшить ситуацию с защитой окружающей среды в своей стране.

За последние годы сотрудничество России и КНР в сфере энергетики стало одним из ключевых тем двустороннего международного взаимодействия.

Колоссальная ресурсная база углеводородов в Арктике создает основу для долгосрочного международного сотрудничества России и Китая в данном регионе. Стоит отметить, что также сотрудничество обладает значительными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами, поскольку совместная реализация энергетических проектов стимулирует развитие Северного морского пути (СМП) и социально-экономическое развитие прибрежных регионов, находящихся вдоль трассы СМП. 

Китайская народная республика располагает значительными финансовыми ресурсами и инвестиционными планами, что обеспечивает стабильность науко- и капиталоемких совместных энергетических проектов в Арктике.

Развивающаяся экономика КНР способна обеспечит стабильный рынок сбыта для углеводородов, добываемых в российской Арктике. Даже если Китаю удастся сократить импортные поставки нефти для собственных нефтехимических производств и нефтеперерабатывающих заводов, то на перспективах совместных российско-китайских энергетических проектов в Арктике это вряд ли скажется, так как в структуре углеводородных запасов в российской Арктике доминирует природный газ, а не нефть.

Опыт реализации арктических шельфовых проектов свидетельствует о том, что одним из препятствующих факторов на пути успешной реализации проектов выступают ограничения в возможностях долгосрочного финансирования реализации таких проектов. Сотрудничество России и Китая в этой сфере может быть реализовано посредством создания совместных предприятий, инвестиционных фондов и кредитов, Фонда Шёлкового пути (созданного с целью финансирования проектов инициативы «Один пояс – один путь»), а также многосторонних финансовых механизмов. 

Совместная реализация энергетических проектов в Арктике может стать «точками роста» для социально-экономического развития регионов российской Арктики, формируя множественные мультипликативные эффекты посредством вовлечения в реализацию проектов крупных отраслей промышленности: металлургия, машиностроение, транспортный и строительный комплексы, научные, консалтинговые и финансовые организации. По статистке, одно рабочее место в Арктике создает четырнадцать рабочих мест в смежных регионах. 

Интерес со стороны КНР к сотрудничеству с РФ продиктован несколькими обстоятельствами. Прежде всего, обеспечением энергетической безопасности, которая является частью общей национальной безопасности КНР.

Основные импортные сырьевые потоки проходят через сложный в геополитическом отношении Индо-Тихоокеанский регион, что придает вопросам стабильности каналов поставок особую значимость с точки зрения обеспечения стратегической энергетической безопасности КНР. В то же время СМП почти полностью находится в юрисдикции РФ, геополитическая обстановка в регионах, которые он пересекает, в настоящее время стабильна. Таким образом, в силу богатых нефтегазовых запасов и особого географического положения Российская Арктика занимает все более важное место в структуре источников энергии для КНР.

Нельзя забывать и о экологических проблемах, существующих в КНР, носящих весьма серьезный характер. В 2012 г. решение экологических вопросов было интегрировано в национальную стратегию государства. По этой причине со стороны Китая есть спрос на чистую энергию в виде природного газа из российской Арктики.

Совместная реализация энергетических проектов в Арктике также открывает для КНР возможность научного изучения арктических акваторий, решения вопросов предотвращения загрязнения окружающей среды, развития полярных исследований и научных экспедиций, а также участие в создании инфраструктуры.

Другим важным моментом участия в совместных проектах для Китая может стать усиление геополитического влияния государства в данном регионе, что особенно важно с точки зрения рассмотрения Арктики в качестве перспективного рынка сбыта материально-технических ресурсов и технологий, произведенных в КНР. На текущий момент товары и услуги, которые предлагает Китай, уже используются в освоении Арктики. Так, китайские буровые установки сегодня работают на арктическом шельфе России. При этом Китай предлагает конкурентоспособные и не уступающие по качеству западным товары по весьма привлекательной стоимости. 

Для Российской Федерации привлечение КНР в качестве партнеров также дает свои очевидные преимущества. Прежде всего, это диверсификация поставок углеводородов на долгосрочную перспективу, возможность укрепить позиции российской энергетической дипломатии на мировой арене. Необходимо принять во внимание факт того, что «сланцевая революция» продолжает оказывать влияние на мировую энергетику и расстановку сил в ней, что, безусловно, ведет к известной конкуренции между сланцевым газом и арктическим СПГ. Данное обстоятельство требует от операторов арктических проектов разработки четко выверенной стратегии работы в Арктике. 

Другим важнейшим экономическим эффектом реализации совместных энергетических проектов в Арктике является увеличение грузовой базы для транспортировки по Северному морскому пути, развитие которого является одной из приоритетных задач для России.

России необходимо вовлекать китайские компании в реализацию энергетических проектов через создание совместных предприятий, инвестиционных фондов, проведения НИОКР, создание и поставки высокотехнологичного оборудования для работы в Арктике. Необходимо обеспечить благоприятный инвестиционный климат посредством предоставления преференций и налоговых льгот, создания территорий опережающего развития, формирования таких институциональных условий, которые бы гарантировали китайским инвесторам прозрачность и стабильность. 

Российско-китайское сотрудничество в энергетической и транспортной сфере имеет огромный потенциал для развития. Несмотря на различные подходы в правовом поле в отношении суверенитета Арктики, стороны сумели найти не только компромисс по целому ряду спорных вопросов, но и суметь перевести партнерские договорённости с бумаги в практическую плоскость.

Подобное сотрудничество имеет также важное геополитическое значение: Россия и Китай формируют новый полюс притяжения в мире в сфере энергетики, демонстрируя по-настоящему эффективное сотрудничество и партнёрские отношения между двумя странами. Используя международное сотрудничество в качестве эффективного инструмента, Россия имеет возможность выработки эффективной стратегии освоения Арктики в целом. 

Фото: Илья Деев

 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

Представителям СМИ:  редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.

далее в рубрике