Сейчас в Архангельске

19:04
18+

Алексей Фадеев – о роли Трансарктического коридора в экономическом развитии России

Развитие Трансарктического транспортного коридора усиливает экспортный потенциал России, создавая новые конкурентные преимущества как при доставке углеводородов на существующие рынки, так и создавая возможности для эффективного экспорта

Арктический транспорт Геополитика в Арктике Трансарктический транспортный коридор
1 октября, 2025, 15:51
Алексей Фадеев – о роли Трансарктического коридора в экономическом развитии России
Правительство Мурманской области и китайская судоходная компания NewNew Shipping Line договорились об организации регулярных контейнерных перевозок через незамерзающий порт Мурманск. Стороны намерены организовать регулярные контейнерные перевозки через незамерзающий порт Мурманск, а также совместно развивать портовую инфраструктуру. Ситуацию комментирует Алексей Фадеев, доктор экономических наук, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области.

Данное событие стало логичным продолжением исполнения поручений президента РФ Владимира Путина в части всемерного использования транспортно-логистического потенциала российской Арктики. Принимая во внимание растущую значимость Арктики не только как энергетической кладовой, но и как уникального логистического хаба, Владимир Путин поручил в ближайшие годы увеличить мощность Мурманского транспортного узла не менее чем втрое. Такие заявления носят обоснованный характер в контексте планов, связанных с освоением Арктики и интеграцией Северного морского пути в международные логистические сети, такие как транспортный коридор «Север-Юг».

Заявления руководства страны в рамках недавно состоявшегося Восточного экономического форума (ВЭФ-2025) еще раз подтвердили, что развитие Арктической зоны и Дальнего Востока остаются стратегическими приоритетами для российской экономики. Владимир Путин подтвердил продолжение системной работы по развитию трансарктического коридора и отладке новой евразийской логистики – через пять лет мощность портов Дальнего Востока вырастет на 115 млн тонн. Еще через два года перевозные мощности восточного полигона достигнут 270 млн тонн.

Трансарктический коридор — это маршрут, связывающий восточную и западную части страны (Санкт-Петербург и Владивосток) через северные моря, призванный соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным и экономически выгодным маршрутом.

Задачи, поставленные руководством страны в отношении объема перевозок по СМП, по-настоящему впечатляют. В 2024 году по СМП был перевезен рекордный объем грузов — 37,9 млн тонн. Основной целью Трансарктического коридора в контексте грузоперевозок является достижение показателя грузооборота по Севморпути в размере 109 млн тонн к 2030 г.

В случае присоединения СМП к транспортному коридору «Север-Юг», номенклатура грузов, которые могут пойти через Мурманский транспортный узел с целью дальнейшей транспортировки по СМП, будет существенно увеличена: это традиционная продукция минерально-сырьевого комплекса, нефтеналивные грузы, это и сжиженный природный газ (СПГ) (руководством страны поставлена стратегическая задача по увеличению производства СПГ до 100 млн тонн в год).

Кроме того, сегодня на Дальнем Востоке добывается весь российский вольфрам, олово, плавиковый шпат и борные руды, 80 процентов алмазов и урана, больше 70 процентов серебра, 60 процентов золота страны. Вместе с тем в ключевых центрах добычи, в том числе в Якутии и на Чукотке, запасы разрабатываются давно и объективно ограничены, а спрос на полезные ископаемые растёт, причём не только на экспорт, но и на нашем внутреннем рынке.

По трассе СМП в направлении Восток-Запад могут пойти грузы самого широкого спектра: от товаров народного потребления до IT-оборудования и автомобилей. Важно помнить, что в настоящее время Китайская Народная Республика является главным внешнеторговым партнером для 140 стран из 193 государств, входящих в состав ОНН. Китай является «мировой фабрикой», производящей практически все, – от товаров народного потребления до компьютерной техники и автомобилей. Все это требует ритмичных поставок потребителям, многие из которых находятся в западном полушарии. И в этом смысле Северный морской путь — оптимальное решение для формирования эффективно работающих логистических потоков.

А принимая во внимание потенциальную «врезку» МТУ в транспортный коридор «Север-Юг», мы можем предполагать транспортировку этих товаров в режиме «реверса» в направлении стран ближнего Востока и региона Индийского океана.

Реализация проекта «Трансарктический коридор» – это не просто доставка грузов из пункта А в пункт В. Это, прежде всего, развитие территорий и сопряженных коммуникаций. Речь идет также о таком проекте, как Северный широтный ход, который в настоящее время также во многом определяется развитием Северного морского пути и предполагает создание железнодорожных подходов (в том числе, меридиональных) и подъездных дорог к портам на арктическом побережье для вывоза и подвоза грузов и продукции минерально-сырьевого комплекса.

Освоение территорий и развитие логистического потенциала может косвенно ускорить и долгожданный процесс газификации ряда арктических регионов. Газификация станет экономическим стимулом для создания новых видов производств и модернизации существующих предприятий, значительного снижения себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, будет способствовать общему экономическому развитию регионов. Именно промышленность определяет технический уровень отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и именно в промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта страны.

Так, только для развития портовой инфраструктуры ожидается выделение 1,8 трлн рублей.

Примечательно, что всего в проекты, прямо или косвенно связанные с Северным морским путем, будет инвестировано 19,5 трлн рублей до 2035 года. В то же время только объем налоговых отчислений от реализации данных проектов превысит 21 трлн рублей.

Российская Федерация – единственная страна в мире, транспортирующая нефть и сжиженный природный газ во льдах. Это исключительная компетенция, присущая сегодня только российскому государству. Даже ближайший сосед России в Арктике – Норвегия – не имеет такого ледового покрова в морских акваториях из-за присутствия теплого течения Гольфстрим, и поэтому не сталкивается с таким вызовом, связанным с ледовой обстановкой, соответственно, – не имеет сопоставимого с российским опыта и компетенций в подобных перевозках.

Развитие Трансарктического коридора усиливает экспортный потенциал России, создавая как новые конкурентные преимущества при доставке углеводородов на существующие рынки, так и  возможности для эффективного экспорта.

Активно развивая Северный морской путь, Россия последовательно настаивает на безопасности перевозок в Арктике, используя лучшие доступные технологии. Вероятно, в силу изменяющихся климатических условий, СМП со временем может быть доступен и для эксплуатации судов без ледового класса, что сделает арктическую полимагистраль еще более привлекательной.

Транзитная составляющая Трансарктического коридора, по некоторым оценкам, может стать вторым по размерам источником дохода для российской Арктики после добычи природных ресурсов. Данная совокупность перспективных и действующих проектов и дает возможность быть уверенным в том, что текущая и перспективная деятельность в Арктике - это по-настоящему безальтернативный путь развития российской экономики.



далее в рубрике