Алексей Фадеев: российские углеводороды продолжат играть важнейшую роль в мировом энергобалансе
Эксперт – об очередной попытке помешать работе российского нефтегазового комплекса со стороны G7 и ЕС
«Большая семерка» (G7) и ЕС обсуждают введение полного запрета на экспорт российской нефти по морю, сообщает агентство Reuters со ссылкой на свои источники. Комментирует Алексей Фадеев, доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, член экспертного Совета по вопросам развития АЗРФ Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, эксперт ПОРА.
Начало декабря ознаменовалось для мирового ТЭК новостью о планах по введению полного запрета со стороны «Большой семерки» и Европейского союза на использование западных танкеров для перевозки российской нефти. Предполагается, что для транспортировки российской нефти в Индию и Китай сейчас используется флот под флагами Греции, Кипра и Мальты. Такое решение может войти в новый, двадцатый санкционный пакет в отношении Российской Федерации со стороны Европейского союза в начале 2026 года. Это очередная попытка помешать работе российского нефтегазового комплекса и исключить российские углеводороды из мирового энергетического баланса.
Такие попытки могут иметь весьма негативные последствия, прежде всего, для самих авторов подобных рестрикций. Во-первых, если подобные решения будут приняты, мировой рынок энергоресурсов, с высокой долей вероятности, зеркально отреагирует на подобные действия ростом цен. По некоторым оценкам, цена нефти может превысить $100 за баррель, как только подобные решения вступят в силу, вне зависимости от того, будет ли создан реальный дефицит на мировом рынке нефти или нет. Очевидно, что за подобные действия будут рассчитываться промышленные компании и граждане Европейского союза.
Во-вторых, лишение возможности работы европейских судовладельцев с Россией не скажется положительно на их экономическом состоянии, приведя к существенному сокращению данного сегмента работы, а следовательно, и занятости населения, и прибыли морских компаний.
В-третьих, это не будет иметь того финального, интегрального эффекта, на который нацелены данные решения. В настоящий момент времени Россия транспортирует в Азию до 80% экспорта нефти, используя российский флот. Напомним, что РФ – единственная страна в мире, транспортирующая нефть и сжиженный природный газ во льдах. Это исключительная компетенция, которую имеет сегодня только российское государство. Даже ближайший сосед России в Арктике – Норвегия – не имеет такого ледового покрова в морских акваториях из-за теплого течения «Гольфстрим», и потому не сталкивается с вызовами, связанными с ледовой обстановкой, соответственно, не имеет опыта и компетенций в подобных перевозках.
Принимая во внимание арктический фокус транспортировки нефти, Россия уже располагает как значительной группировкой ледоколов (атомных и дизельных), так и транспортными судами различного ледового класса, что позволяет осуществлять экспорт углеводородов по Северному морскому пути в круглогодичном режиме. И ситуация с запретом на использование западных танкеров лишь мультиплицирует скорость и количество строящихся российских судов ледового класса.
Очевидно, что планы G7 и ЕС в отношении тотального запрета на морские перевозки российской нефти западными судами не будут иметь стратегических последствий для экономики России, в то время как для европейской экономики это может означать очередной виток экономической стагнации, наблюдаемой сегодня.
Что касается исключения российских углеводородов из мирового энергобаланса: Индия сегодня является вторым наиболее крупным экспортером нефтепродуктов в Европу. Сохранение или наращивание экспорта российской нефти позволит ей сохранить объемы поставок в регион. Решения G7 и ЕС вынудят лишь удлинить цепочку посредников, усложнят маршруты, по которым всё та же российская нефть попадает на рынок Евросоюза, а также, с высокой долей вероятности, повысят ее стоимость.
Кроме того, на фоне подобных планов некоторые страны Евросоюза всё равно продолжают получать российскую нефть. Напомним, что исключения предусмотрены для импорта нефти по нефтепроводам для ряда государств Европы, которые ввиду географического расположения не имеют альтернатив российским ресурсам. Российские углеводороды продолжат играть важнейшую роль в мировом энергобалансе.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.