Алексей Фадеев: транспортно-логистические услуги в Арктике могут превратиться в крупнейшую статью дохода для страны
Полная реализация транспортно-логистического потенциала в Арктике станет вторым по значимости источником доходов для России после добычи углеводородов на Севере
Фото: Илья Деев
Алексей Фадеев, доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Экспертного совета по вопросам развития АЗ РФ Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, эксперт ПОРА.
Национальный проект «Эффективная транспортная система», получивший старт в России в 2025 году, призван объединить развитие авто- и железных дорог, портов, аэропортов и внутренних водных путей, а также цифровизацию логистики для повышения связности территорий и эффективности перевозок. Проект также направлен на создание транспортной инфраструктуры нового качества, включая развитие высокоскоростных магистралей и Трансарктического транспортного коридора, с акцентом на цифровые технологии и «бесшовность» логистических процессов.
Реализация такого проекта для Арктики имеет особое значение. Планируемые к разработке арктические месторождения, помимо сложных природно-климатических условий, характеризуются значительной удалённостью от береговой линии, а также общей удалённостью от промышленно развитых центров Российской Федерации.
В этой связи возникает многовекторная задача, связанная, во-первых, с организацией обеспечения бесперебойных поставок для строительства скважин на морском шельфе, а во-вторых – с необходимостью вывоза добываемых углеводородов с эксплуатируемых месторождений. Стоит отметить, что для России, бюджет которой во многом определяется валютными поступлениями от продажи энергоресурсов, развитие новых оптимальных транспортно-логистических маршрутов является важнейшей задачей.
Предстоящее освоение арктических территорий требует от науки и производства разработки не только абсолютно новых и высокоэффективных технологий, но также и новых подходов в организации движения транспортных средств, минимизации воздействия на хрупкую экосистему в целом, а также материально-технического обеспечения удалённых объектов.
Созданные благодаря естественным предпосылкам уникальные транспортно-логистические возможности России могут в значительной мере содействовать усилиям органов власти и управления по превращению государства в конкурентоспособную транзитную страну, предлагающую также развитую сферу услуг и сервисный рынок.
Одним из факторов, ведущим к снижению конкурентоспособности России, имеющей уникальные географические преимущества, является слаборазвитая или местами полностью отсутствующая транспортно-логистическая инфраструктура. Такая ситуация приводит к несоответствию требованиям обеспечения национальной безопасности и перспективной значимости освоения природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны и шельфа арктических морей. Устранению инфраструктурных ограничений на рост добычи полезных ископаемых в арктической зоне может способствовать развитие полноценной транспортной системы и инфраструктуры, позволяющей преодолеть барьеры в использовании транзитного потенциала и повысить транспортную доступность удалённых населённых пунктов.
Заявления руководства страны в рамках недавно состоявшегося Восточного экономического форума (ВЭФ-2025) ещё раз подтвердили, что развитие Арктической зоны и Дальнего Востока остаются стратегическими приоритетами для российской экономики. Президент Владимир Путин подтвердил продолжение системной работы по развитию трансарктического коридора и отладке новой евразийской логистики – через пять лет мощность портов Дальнего Востока вырастет на 115 млн тонн. Ещё через два года перевозочные мощности восточного полигона достигнут 270 млн тонн.
Трансарктический коридор (ТТК) – это маршрут, связывающий восточную и западную части страны (Санкт-Петербург и Владивосток) через северные моря, призванный соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным и экономически выгодным маршрутом. Основной целью Трансарктического коридора в контексте грузоперевозок является достижение показателя грузооборота по Севморпути в размере 109 млн тонн к 2030 г.
В случае присоединения ТТК к транспортному коридору «Север–Юг» номенклатура грузов, которые могут пойти через Мурманский транспортный узел с целью дальнейшей транспортировки по ТТК, будет существенно увеличена: это традиционная продукция минерально-сырьевого комплекса, нефтеналивные грузы, а также сжиженный природный газ (руководством страны поставлена стратегическая задача по увеличению производства СПГ до 100 млн тонн в год).
Задача формирования эффективной транспортно-логистической схемы авиационного обслуживания северных районов тесно сопрягается с задачей развития ТТК, для этой цели необходимы модернизация аэропортовой сети и развитие малой авиации. Удовлетворение платёжеспособного спроса населения на воздушные перевозки и обеспечение доступности этого вида транспорта должны стать основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы.
Роль развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры в грядущих крупномасштабных энергетических проектах имеет первостепенное значение. В арктической зоне в рамках реализации крупных, прежде всего энергетических, международных проектов транспортно-логистический сектор развивается как важнейший сервисный сектор.
Подводя итог, отметим, что транспортно-логистические услуги в Арктике могут превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью дохода. Позиционируя себя в качестве евразийского морского транспортного государства, Российская Федерация может получить крупный источник доходов. Кроме того, развитие транспортно-логистического сервиса способствует нивелированию рисков, связанных с перспективой ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынках углеводородного сырья. Ведь реализация существующего транспортно-транзитного потенциала в Арктике обладает мощными комплексоформирующими и мультипликативными эффектами.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.