Андрей Криворотов – о новых планах ЕС запретить морские перевозки российской нефти
Противодействие со стороны России предполагает серьезную работу по нескольким направлениям, в том числе проработке безопасных схем транспортировки, включая конвойные операции на море
«Большая семерка» (G7) и ЕС обсуждают введение полного запрета на экспорт российской нефти по морю, сообщает Reuters со ссылкой на свои источники. По версии агентства, Россия экспортирует «более трети своей нефти танкерами, в основном в Индию и Китай, используя западные судоходные компании». Значительные объёмы добываемой в России нефти приходятся на Арктическую зону страны. «Запрет положит конец торговле, которая в основном осуществляется через флоты стран ЕС, входящих в ЕС, включая Грецию, Кипр и Мальту», – передают «Ведомости» основное содержание материала. Комментирует эксперт ПОРА Андрей Криворотов, доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой Одинцовского филиала МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН.
Обсуждать правовую обоснованность, а тем более моральную сторону подобных действий излишне. Отмечу лишь, что из стран Запада только США, как крупнейший производитель и экспортер углеводородов, были бы заинтересованы, чтобы российская нефть покинула рынок, подняв мировые цены (для рентабельности сланцевой добычи в США необходимы минимум 50, а порой и 60 долларов за баррель). Так что европейцы, обсуждая новые санкции, рискуют лишь усугубить свое и так сложное макроэкономическое положение.
В чем же тогда их интерес? Во-первых, думаю, есть надежда, что Россия в конце концов откажется от резко осложнившейся морской транспортировки и возобновит прокачку нефти в страны ЕС, но по новым низким ценам. Во-вторых, наблюдается попытка увести с рынка конкурентов европейским судовладельцам. В-третьих, и это особенно тревожно, желание подвести если не правовую, то политико-пропагандистскую основу под недавно начатые обстрелы танкеров, якобы принадлежащих к «теневому флоту» (само это понятие, напомню, тоже не юридическое).
Относительно последствий для наших партнеров говорить пока бессмысленно. Неясно, будут ли реально введены санкции и что это за «морские услуги» имелись в виду – только ли перевозки, или также не менее значимые сопутствующие сервисы (страховые, брокерские, кредитные, лоцманские, обслуживание судов в портах и т.д.)?
Что касается России, то здесь вспоминаются слова Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме 2025 года: «Попытки нанести нам какой-то ущерб и урон, в том числе по так называемому теневому флоту,... приведут к общим проблемам. И прежде всего для тех, кто пытается нам, извините, нагадить... А мы рынки сбыта найдём». Как практик, я понимаю, что это предполагает серьезную работу по нескольким направлениям: и пресечение (хотя, скорее, изобличение) попыток несправедливой конкуренции, и новые маркетинговые усилия, и проработку безопасных схем транспортировки, включая конвойные операции на море, показавшие летом 2025 г. высокую эффективность.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.