Сейчас в Мурманске

22:31 8 ˚С Погода
18+

Андрей Криворотов: об ожидаемом вводе арктического газовоза «Алексей Косыгин»

История с танкерами наглядно иллюстрирует сохраняющуюся технологическую уязвимость России; главным направлением работы в Заполярье следует считать возрождение и развитие национальной научно-промышленной базы

Ледоколы Строительство ледоколов
30 июня, 2025, 14:58
Андрей Криворотов: об ожидаемом вводе арктического газовоза «Алексей Косыгин»

В интервью агентству «Интерфакс» 25 июня в кулуарах Петербургского международного экономического форума гендиректор компании «Совкомфлот» Игорь Тонковидов сообщил, что в ближайшие дни должен начаться третий этап испытаний газовоза «Алексей Косыгин». «Если все показатели на испытаниях будут достигнуты, – заявил Тонковидов, – то существует хорошая вероятность поставки судна в работу во второй половине этого года». Комментирует Андрей Криворотов, доктор экономических наук, и.о. заведующего кафедрой управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ, ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН.

«Алексей Косыгин» – первое из 15 инновационных судов ледового класса Arc7, заказанных «Совкомфлотом» у судостроительной компании «Звезда» для обслуживания проекта «Арктик СПГ – 2». По данным самой верфи, газовоз предназначен для движения во льдах толщиной до 2,1 м (показатель, достойный тяжелого ледокола). Его длина составляет 300 м, ширина – 48 м, дедвейт – 81 тыс. т. Опыта строительства столь крупных и сложных судов в современной России не было. Еще шесть были заказаны в Южной Корее.

Согласно контракту, первые пять газовозов предполагалось поставить еще в 2023 году, но ход строительства резко замедлился из-за санкций Запада. Так, конструкция судов предполагает наличие системы хранения СПГ мембранного типа Mark III. Для их строительства «Звезда» прошла аудит у французской инжиниринговой компании Gaztransport & Technigaz (GTT), которая, однако, выдала лицензии и успела поставить оборудование лишь для двух газовозов – «Алексея Косыгина» и «Сергея Витте». Позднее французы прекратили работу со «Звездой», попавшей под санкции (явно связанные с намерением прежней Администрации США «убить» проект «Арктик СПГ – 2»).

На этом фоне новость, что первое судно может, несмотря на все сложности, быть поставлено в ближайшем будущем, безусловно, вызывает удовлетворение. Новый российский СПГ-проект начнет наконец обзаводиться собственным флотом, расшивая одно из главных своих «узких мест». «Звезда» обретает ценный опыт организации и выполнения нового для себя, технически сложного проекта (напомним, что для «Ямала СПГ» все 15 газовозов были заказаны в Южной Корее).

В то же время, вполне очевидно, что «одна ласточка весны ещё не сделает». История с танкерами наглядно иллюстрирует сохраняющуюся технологическую уязвимость России. Она связана не только с утратой ряда компетенций в судо- и машиностроении, но и с исторически сложившейся у нас ориентацией на поставки газа по магистральным трубопроводам, а не в сжиженном виде. Если «Алексей Косыгин» и «Сергей Витте» уже сошли на воду и, по всей видимости, будут скоро сданы, то судьба остальной части контракта пока неясна. Помимо прочего, в СМИ проходили сообщения, что на «Звезде» был спущен на воду для достройки и третий газовоз, «Петр Столыпин». Подробностей, какие на нем стоят мембраны и на каком основании, найти не удалось.

На строительство у зарубежных партнеров надежды также мало. Корейская верфь DSME (ныне Hanwha Ocean), строившая по заказу «Совкомфлота» три танкера, еще в 2022 году разорвала контракт из-за сложностей с проведением платежей. Есть, безусловно, соблазн передать эти заказы фирмам Китая, которые уже обогнали южнокорейцев по масштабам строительства судов. Это тем более оправданно, что КНР может закупать часть СПГ, производимого на новом российском проекте.

В то же время, главным направлением работы в Заполярье следует считать возрождение и развитие национальной научно-промышленной базы. Арктика – регион приоритетного внимания и России, и для многих других стран, и технологическое соревнование в его освоении, особенно в условиях нарастания протекционизма и санкций, во многом будет определять и хозяйственные, и внешнеполитические успехи любой страны.

 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

далее в рубрике