Сейчас в Мурманске

12:25 7 ˚С Погода
18+

Анна Ридигер: «Ставку экосбора было бы справедливо "привязать" к особенностям конкретных регионов АЗРФ»

Как изменяется экосбор и что это означает для Арктической зоны РФ, рассказывает эксперт ПОРА

Экология Арктики Бизнес в Арктике
10 июня, 2025, 13:14
Анна Ридигер: «Ставку экосбора было бы справедливо "привязать" к особенностям конкретных регионов АЗРФ»

Минприроды предложило в разы увеличить экосбор почти на все товары, включая одежду, электронику и бытовую технику, упаковку, сообщает РБК. Комментирует эксперт ПОРА Анна Ридигер, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ВНИРО», заместитель директора Национального комитета экологической безопасности.

 

Какие правила действуют?

Экосбор введен с 1 января 2015 года на основании ст. 24.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и в рамках концепции расширенной ответственности производителя (РОП). Это обязательный ежегодный платеж в федеральный бюджет для тех, кто производит товары или упаковку из утвержденного перечня или импортирует их.

Экосбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета, он подлежит уплате в случае «совпадения» условий:

  • произведенные или ввозимые товары и упаковка входят в специальный перечень правительства (Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, – распоряжение правительства РФ от 29.12.2023 № 2414);

  • бизнес не утилизирует отходы или утилизирует, но меньше, чем прописано в законе.

В законодательстве есть исключения для производителей. Так, от уплаты экосбора освобождены предприятия, которые: производят или ввозят товары и упаковку для собственных нужд; производят товары и упаковку на экспорт.

Экосбор не перечисляется, если:

  • Товар или упаковка не входит в специальный перечень.

  • Бизнес утилизирует отходы по нормативам и может это подтвердить.

  • Товар и упаковка входят в перечень, но бизнес работает на экспорт, то есть вывозит их из России.

  • Производитель изготавливает или импортер ввозит товары из перечня для своих нужд.

Также, согласно постановлению правительства РФ № 1073 от 08.10.2015, уплата экосбора не предусмотрена: за упаковку товаров, не готовых к употреблению; для производителей шасси и прицепов к ним.

Отчётность с информацией об упаковке не сдают предприятия, использующие упаковку для своей продукции от поставщиков.

Для каждой группы товаров и упаковки действуют свои нормативы и базовые ставки. Они меняются каждый год.

Сумма экосбора зависит от ставки экосбора (различается для разной продукции); норматива утилизации; массы продукции в тоннах.

 

Что изменилось?

В 2025 году в России вступили в силу новые, более жесткие правила, включающие:

  • расширение перечня товаров, подлежащих утилизации (добавлены новые категории товаров, такие как электроника, бытовая техника, текстиль и строительные материалы…) (постановление правительства Российской Федерации № 2414 от 29 декабря 2023 года);

  • повышение ставок экологического сбора (в зависимости от сложности переработки материала);

  • ужесточение контроля за выполнением нормативов (ведение обязательной отчетности через ЕГИС, повышение штрафов за несоблюдение нормативов утилизации и неуплату экологического сбора.

Разумеется, нас ожидает кратное повышение цен, и не нужно быть высококлассным экономистом, чтобы представить себе такие последствия.

Однако у меня пока нет ответа, насколько «внятной» и «прозрачной» будет предстоящая утилизация, насколько экологичными ожидаются результаты повышения экосбора, планируется ли открытая информация от Росприроднадзора и/или иных ведомств.

Как повышение экосбора отразится на АЗРФ?

Поскольку субъекты АЗРФ стратифицированы по экономическим и социальным признакам, экологический сбор резонно рассчитывать с учетом не только производства, но и потребления продукции.

И коль скоро АЗРФ официально считается для России геостратегической приоритетной территорией, где должны быть обеспечены опережающие темпы социально-экономического развития, – значит, и рост экономических показателей ее регионов, включая инфраструктурный, социальный, технологический уровни, должен опережать среднероссийские темпы. Поэтому вопрос рационализации процесса переработки резонно уже решать на современном уровне.

Кроме того, учитывая многие специфические арктические факторы, нельзя не вспомнить в контексте повышения уровня экосбора о «богатых» северных регионах (с точки зрения объёма валового регионального продукта, ВРП).

Потребление продукции (как и производство) в АЗРФ распределено неравномерно. Регионы АЗРФ с наибольшим потреблением продукции могут быть определены, исходя из нескольких факторов: численности населения, уровня жизни и доступности товаров и услуг. Области с наибольшим населением в АЗРФ – это, как правило, наиболее потребляющие области. Безусловно, уровень отходов потребления прямо пропорционален уровню потребления. А уровень потребления в Арктической зоне (оцененный в деньгах) может быть выше, чем в среднем по России, из-за высокой стоимости товаров и услуг и необходимости постоянной доставки в регион. Регионы с наибольшим потреблением продукции также могут иметь наибольшую потребность в поставках товаров и услуг.

С учетом специфики Арктической зоны Российской Федерации, на мой взгляд, ставку экологического сбора было бы справедливо «привязать» к особенностям конкретных регионов АЗРФ.

Кроме того, возвращаясь к вопросу «плательщиков экосбора», резонно рассмотреть вопрос о самостоятельной переработке предприятиями товаром из обновленного перечня.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.


Эксперты ПОРА – об увеличении экологического сбора:

далее в рубрике