Что даёт Словарь арктических профессий
Доцент кафедры психологии труда и специальной психологии РГСУ и эксперт ПОРА Вера Пчелинова о воспитании комплекса трудолюбия в ребёнке, трудовой потребности личности и Словаре арктических профессий
Фото: Экспертный центр ПОРА
О воспитании комплекса трудолюбия в ребёнке, трудовой потребности личности и Словаре арктических профессий GoArctic поговорили с доцентом кафедры психологии труда и специальной психологии Российского государственного социального университета (РГСУ) и экспертом ПОРА Верой Пчелиновой.
- В каком возрасте человек может осознать труд как потребность?
- Профессиональное ориентирование вторично по отношению к трудовому ориентированию. Необходимо понимать, что потребность в труде не является врожденной, ее необходимо терпеливо и настойчиво прививать, чтобы к 25-летнему возрасту, она стала высшей духовной потребностью.
Важным комплексом, свидетельствующим о психическом здоровье 3-хлетнего ребенка является комплекс самостоятельности. Над ним надстраивается комплекс трудолюбия, - между 5-ю и 7-ю годами у человека должен быть развит навык получения результата, которым будут пользоваться другие, а не он сам! В этом заключается смысл труда, - часть себя отдать другим не за деньги, а по солидарности.
Современная концепция воспитания в детском саду – это концепция присмотра, поэтому необходимо присматривать как у детей формируется трудолюбие. Нужен национальный стандарт комплекса трудолюбия ребенка. И работа воспитателя, и руководителя дошкольного образования может оцениваться соответствующим образом.
- Каких уроков не хватает в современной школе?
- В школе нужны уроки личностноведения, семьеведения, трудоведения и профессиоведения, - это точно такие же дисциплины как химия, физика и др. Географию изучают 5 лет – речь идет о двух сотнях стран, а специальностей 50 тысяч, а про них и пяти минут за 11 лет обучения никто не говорит.
В этой связи также нужно понимать, что российские работодатели полагают себя, прежде всего, «промышленниками и предпринимателями», и у них также отсутствуют представления о законах развития трудовой потребности и закономерностях функционирования человека как субъекта личностного, профессионального и карьерного развития.
- Для чего нам так нужен Словарь арктических профессий и специальностей?
- Центр подходящей работы ПОРА и РГСУ может начать в дистанционном режиме профессиональную переподготовку собственников, руководителей предприятий арктического региона, кадровых центров и служб занятости.
На базе этого объединенного сообщества можно разработать Словарь арктических профессий и специальностей, который может служить моделью рынка трудоустройства как в актуальном, так и в перспективном, прогностическом варианте.
Эта работа не на один год, поэтому помимо серьезного финансирования, нужна подготовка кадров специалистов в области социологии и экономики профессий, аналитического трудоведения и профессиоведения, профконсультирования. В США по линии министерства труда такой работой заняты около 2500 человек. Поначалу нужно объединять усилия ПОРА, РГСУ, арктических вузов, всех заинтересованных организаций и частных лиц в развитии этой деятельности.
7 июля было проведено заседание Экспертного совета ПОРА, посвященное устойчивому развитию Арктического рынка труда. В ходе заседания генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий рассказал о том, что для привлечения кадров в Арктику надо объединить работодателей и соискателей на одной платформе. Сейчас на рынке труда складывается непростая ситуация, ведется работа по подбору молодых специалистов и адаптации их к суровым условиям Арктики.